NASA и ISRO предотвратили столкновение над Луной

Не секрет, что на многих наиболее популярных эшелонах околоземных орбит становится все более «тесно». Свою роль в этом играет как реализация проектов по созданию крупных группировок спутников, так и постоянное увеличение популяции космического мусора, происходящее из-за испытаний противоспутникового оружия, столкновений, взрывов отработанных ступеней и других подобных факторов. Из-за этого ЦУПам по всему миру все чаще приходится производить маневры уклонения.

Казалось бы, подобная проблема не грозит земным посланцам, изучающим Луну. Прямо сейчас в окрестностях спутника нашей планеты находится лишь пять действующих космических аппаратов. Но, тем не менее, даже в столь «комфортных» условиях могут происходить опасные сближения, грозящие перейти в «космическое ДТП».

Схема, показывающая положение «Чандраян-2» над Луной до и после маневра уклонения. Источник: ISRO

Участниками подобного инцидента чуть было не стали американский зонд LRO и индийский «Чандраян-2». Оба аппарата находятся на орбитах, близких к полярным, из-за чего могут сближаться друг с другом над полюсами Луны. Одно такое рандеву должно было состояться 20 октября. Проведенные за неделю до события расчеты показали, что оно может представлять значительную опасность. По данным инженеров NASA и ISRO (Индийская организация космических исследований), радиальное разделение аппаратов должно было составить менее ста метров, а расстояние минимального сближения — три километра.

После консультаций оба ведомства пришли к выводу, что  необходим маневр уклонения. Его выполнение было поручено «Чандраяну-2» (это может объясняться тем, что LRO был запущен еще в 2009 году и уже исчерпал большую часть запасов топлива). Индийский аппарат выполнил коррекцию курса 18 октября. Проведенные после нее расчеты показали, что в ближайшем будущем LRO и «Чандраян-2» больше не будут сближаться на столь небольшую дистанцию.

Изменения орбиты «Чандраяна-2» после маневра уклонения. Источник: ISRO

Стоит отметить, что это не первый случай подобного уклонения в дальнем космосе. NASA несколько раз корректировала орбиты своих марсианских миссий, чтобы исключить риск их столкновения. Однако в данном случае аппараты принадлежали космическим ведомствам двух разных стран, что потребовало координации усилий и совместной работы по принятию важного решения.

По материалам https://www.isro.gov.in