NASA Chandra увидела катастрофическое прошлое звезды Дзеты Змееносца

Расположенная примерно в 440 световых годах от Земли, Дзета Змееносца является горячей звездой со сложным прошлым. Массивное светило, вероятно, было выброшено с места своего рождения в результате мощного взрыва сверхновой. Согласно предварительным измерениям, взрыв около миллиона лет назад вытолкнул Дзету Змееносца со скоростью около 160 тыс. км/ч, а ее партнера и вовсе уничтожил.

На этом изображении изогнутая красная ударная волна из красного света отталкивается от блестящей голубой звезды, окруженной призрачным зеленым облаком газа. Авторство: NASA/CXC/Дублинский институт

Новое моделирование, созданное рентгеновской обсерваторией NASA Chandra, помогает рассказать больше об истории этой беглой звезды. Новое комбинированное изображение показывает ударную волну (красный и зеленый), образованную сдуваемым с поверхности светила веществом, сталкивающимся с межзвездным газом на своем пути. Согласно данным Chandra, звезда окружена пузырем рентгеновского излучения (синего цвета), который был создан газом, нагретым до десятков миллионов градусов ударной волной.

Команда астрономов из Дублинского института перспективных исследований в Ирландии создала первое комплексное компьютерное моделирование ударной волны. Это было необходимо для проверки, насколько хорошо модели соответствуют данным наблюдениям с помощью рентгеновских, оптических, инфракрасных и радиоволн.

Ударная волна, образующаяся во время движения в межзвездном пространстве убегающей звездой Дзета Змееносца. Источник: NASA/JPL-Caltech/WISE Team

Компьютерные модели нашли отличие от того, что увидели астрономы. Все три разных моделирования предусмотрели рентгеновское излучение, которое было слабее того, что наблюдалось. Самым ярким оно было вблизи звезды, тогда как две из трех компьютерных моделей предположили, что рентгеновское излучение должно быть ярче вблизи ударной волны.

В будущем ученые планируют проверить более сложные модели с дополнительной физикой, включая эффекты турбулентности и ускорения частиц. Они стремятся увидеть, улучшится ли согласование с рентгеновскими данными.

Напомним, что ранее астрономы совершили потрясающее открытие в космическом ускорителе частиц.

По материалам Techexplorist