Найдены косвенные доказательства того, что рядом с черными дырами есть темная материя

Команда ученых исследовала черные дыры, входящие в состав двойных систем. Они утверждают, что за уменьшение периода вращения их компонентов ответственна темная материя, которая находится вблизи этих объектов.

Звезда, вращающаяся вокруг черной дыры
Звезда, вращающаяся вокруг черной дыры. Источник: Википедия

Наблюдение за черными дырами

Вблизи черных дыр присутствует темная материя. По крайней мере так интерпретирует результаты своей работы группа ученых из Гонконгского университета. Они опубликованы в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Темная материя не вступает с остальным миром ни в какое взаимодействие, кроме гравитационного. Поэтому наблюдать ее труднее, чем даже черные дыры, которые не излучают ничего, когда вокруг них нет вещества. Однако когда сингулярности взаимодействуют с другими объектами, можно увидеть не только их, но и многое невидимое вокруг.

Именно на этом основывается новое исследование. Ученые выбрали две черные дыры: A0620-00 и XTE J1118+480. Каждая из них входит в состав двойной системы, вторым компонентом которой является обычная звезда. Само движение этих светил ученые и отслеживали в течение длительного времени.

Темная материя тормозит вращение звезд

Исследователи заключили, что обе звезды постоянно уменьшают свой период вращения вокруг черной дыры. Так и должно быть, но сокращение вращения составляет целую миллисекунду, что примерно в 50 раз больше, чем предполагает теория.

Ученые убеждены, что за это замедление ответственен эффект динамического трения, возникающий вследствие присутствия темной материи. Действие, подобное частицам атмосферы на земной орбите, эта субстанция обеспечивать не способна, но сила притяжения облака этого экзотического вида вещества все же немного тормозит звезду.

Существование таких облаков было предусмотрено теорией еще в конце ХХ века. Черные дыры — одни из немногих объектов во Вселенной, которые могут взаимодействовать с темной материей. Они ее поглощают, но часть ее должна выбрасываться наружу и вызывать «всплески плотности».

Ранее темная материя уже регистрировалась вблизи черных дыр. Но для этого нужно наблюдать с помощью гамма-телескопов слияние черных дыр, что происходит довольно редко и предсказать его заранее крайне затруднительно. Новый метод значительно более продуктивный.