Найдены черные дыры, поедающие звезды «по расписанию»

В ходе изучения данных, собранных космическим телескопом XMM-Newton, две команды астрономов обнаружили повторяющиеся вспышки света от считавшихся неактивными черных дыр. По мнению исследователей, они застали их за процессом регулярного «поедания» звезд.

События приливного разрушения

Большинство крупных галактик являются домом для сверхмассивных черных дыр. Какие-то из них активно поглощают вещество из окружающих аккреционных дисков и их сравнительно несложно обнаружить.  Другие черные дыры находятся в состоянии покоя и потому невидимы для астрономов.

Разрушение звезды черной дырой (концепт). Источник: ESO/M. Kornmesser

Но иногда «дремлющие» черные дыры все же могут выдать себя. Например, разорвать звезду, которая приблизилась к ним на слишком близкое расстояние. Такие случаи называются событиями приливного разрушения. Они сопровождаются выделением большого количества энергии, которое можно зафиксировать во всех диапазонах электромагнитного спектра и обычно длятся несколько месяцев.

До недавних пор считалось, что события приливного разрушения всегда сопровождаются полным уничтожением звезды. Но данные, собранные двумя независимыми командами астрономов указывают на то, что в некоторых случаях часть светила может уцелеть. По крайней мере, на какое-то время.

Обеденное меню черной дыры

В 2021 году исследователи обнаружили событие приливного разрушения, получившее обозначение eRASSt J045650.3−203750. Его источник находился в галактике, расположенной на расстоянии 900 млн световых лет от Земли. В ходе последующих наблюдений с использованием телескопа XMM-Newton астрономы с удивлением обнаружили, что событие повторяется с интервалом в 223 дня.

Схема, демонстрирующая, как происходят повторяющиеся события приливного разрушения. Источник: ESA

Другое событие повторного приливного разрушения произошло в галактике, находящейся на расстоянии 1 млрд световых лет от Земли. В первый раз оно было зафиксировано в 2018 году, во второй раз — в мае 2022 года.

По мнению исследователей, феномен повторяющихся приливных разрушений объясняется тем, что черные дыры не «съели» всю звезду за один раз. Какая-то часть светила уцелела и продолжила движение по орбите вокруг гравитационного монстра. Каждый раз, когда она вновь сближается с черной дырой, та «откусывает» новый фрагмент. Так будет продолжаться до тех пор, пока звезда не будет полностью разорвана и поглощена.

Напомним, что недавно астрономы нашли рекордно близкую пару сверхмассивных черных дыр.