Найдена железная планета, год на которой длится меньше 8 часов

Возглавляемая Германским центром авиации и космонавтики команда астрономов объявила об обнаружении ранее неизвестной экзопланеты, получившей обозначение GJ 367b. Она представляет значительный научный интерес как благодаря относительной близости к Солнцу, так и из-за своих весьма необычных физических характеристик.

Экзопланета GJ 367b в представлении художника. Источник: SPP 1992 (Patricia Klein)

Экзопланета была найдена космическим телескопом TESS. Он обнаружил периодические колебания блеска тусклого красного карлика в созвездии Парус, расположенного на расстоянии в 31 световой год от Земли. Последующий анализ подтвердил, что эти колебания действительно вызваны наличием у звезды невидимого компаньона.

GJ 367b является одним из наиболее маленьких и «легких» внесолнечных миров, известных на сегодняшний день. Радиус экзопланеты составляет 72%, а масса — 55% от земной. Таким образом, GJ 367b меньше Венеры, но больше Марса. Согласно расчетам, ее средняя плотность составляет 8,1 г/см³, что близко к плотности железа.

По мнению астрономов, по своему внутреннему строению GJ 367b  должна напоминать Меркурий и обладать аномально большим ядром. Компьютерные модели говорят о том, что на него может приходиться порядка 86% внутреннего объема экзопланеты. Возможно, она потеряла большую часть мантии в результате какого-то столкновения. По другой версии, GJ 367b представляет собой ядро газового гиганта, чья атмосфера испарилась под действием излучения своей звезды.

Последний сценарий возможен, поскольку орбита GJ 367b проходит на весьма небольшом расстоянии от светила. Экзопланета совершает один оборот вокруг звезды за 7,7 часа. Расчеты показывают, что дневная сторона GJ 367b должна быть разогрета до температуры 1500°C, что близко к температуре плавления железа. Таким образом, это далеко не лучшее место для поисков жизни. Однако исследователи не исключают, что в этой системе есть и более «комфортные» миры. В ближайшее время предвидятся их поиски.

Отметим, что GJ 367b не единственный внесолнечный мир, чья поверхность разогрета до столь большой температуры. Недавно астрономам удалось найти экзопланету, которая горячее некоторых звезд.

По материалам https://www.dlr.de