Hubble обнаружил утечку тяжелых металлов из атмосферы экзопланеты

Новости астрономии, астрофизики и космологии

WASP-121b является одним из наиболее экстремальных миров, известных нам на данный момент. Газовый гигант обращается вокруг солнцеподобной звезды, расположенной на расстоянии 850 световых лет от Солнца. Его орбита проходит на расстоянии менее 4 млн км от поверхности центрального светила. На один оборот ему требуется всего 1,3 дня.

WASP-121b в представлении художника. Источник: NASA, ESA, and J. Olmsted (STScI)

Подобное «тесное соседство» оказывает очень серьезное влияние на экзопланету. Верхние слои ее атмосферы разогреты до температуры 2500°С, а приливные силы звезды в буквальном смысле «растягивают» ее. Из-за этого форма WASP-121b напоминает скорее яйцо, нежели шар.

В силу таких экстремальных условий этот объект пользуется значительным интересом среди астрономов. Ученые используют его в качестве своеобразной лаборатории, пытаясь лучше понять, какие процессы протекают в верхних слоях атмосфер горячих юпитеров.

В ходе недавних наблюдений телескоп Hubble обнаружил следы газообразного магния и железа в окрестностях WASP-121b. В принципе, само по себе наличие подобных элементов в атмосфере горячего юпитера не является чем-то необычным. Однако астрономов удивило другое — то, насколько далеко от гиганта располагаются атомы металлов. Поэтому ученые сделали вывод, что его газовая оболочка постепенно теряет тяжелые элементы. Это первый случай, когда астрономы обнаружили экзопланету с подобной «утечкой».

Как правило, температура нижних слоев атмосфер горячих юпитеров значительно меньше, чем верхних. Это позволяет тяжелым металлам конденсироваться в облака и даже выпадать в виде осадков. Однако WASP-121b разогрета настолько сильно, что этого не происходит. В результате даже атомы тяжелых элементов постепенно «выбиваются» из атмосферы под действием мощного ультрафиолетового излучения центрального светила и навсегда покидают планету.