Найдена рекордно близкая пара коричневых карликов

Команда американских астрофизиков объявила об открытии рекордно близкой пары ультрахолодных коричневых карликов. Расстояние между ними всего в три раза больше, чем дистанция между Землей и Луной.

Что такое коричневые карлики

Коричневыми карликами называют объекты, чьи массы лежат в диапазоне от 13 до 80 масс Юпитера. Они занимают промежуточное положение между планетами-гигантами и звездами. Массы таких объектов недостаточно для того, чтобы в их недрах «запустились» постоянные реакции термоядерного синтеза на основе атомов водород. Из-за этого их иногда называют «неудавшимися звездами».

Коричневый карлик в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

В то же время, в отличие от планет-гигантов внутри коричневых карликов все же могут происходить некоторые реакции с участием ядер дейтерия и лития. Но, по астрономическим меркам, они длятся весьма недолго, после чего коричневые карлики постепенно остывают.

Рекордная пара коричневых карликов

Вновь найденная пара коричневых карликов получила обозначение LP 413-53AB. Изначально, астрономы думали что это один объект, поскольку их спектры фактически сливались. Однако более глубокий анализ показал, что речь идет о близкой паре. Дистанция между коричневыми карликами составляет около 1,2 млн км. Это примерно в три раза больше, чем расстояние между Землей и Луной, что является новым рекордом для подобных систем.

Строение системы LP 413-53AB. Источник: Adam Burgasser / UC San Diego

Коричневые карлики совершают один оборот друг вокруг друга за 17 часов. Их массы составляют порядка 79 и 65 масс Юпитера, температуры поверхности — 2350 °C – 2600 °C. Возраст системы составляет несколько миллиардов лет.

По мнению исследователей, система LP 413-53AB может иметь непростое прошлое. Возможно, что раньше в ней присутствовал третий компонент, который был выброшен, после чего коричневые карлики постепенно сблизились. По другой версии, изначально они находились на более широкой орбите, а затем приняли нынешнюю конфигурацию из-за звездных ветров и действия приливных сил.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп TESS обнаружил горячий коричневый карлик.

По материалам https://arxiv.org