Начало сезона звездопадов: все про двойной метеорный поток δ-Акварид

Принято считать, что летний сезон «падающих звезд» приходится на август. Но это не совсем так: уже с середины июля в наших широтах можно наблюдать достаточно активный поток δ-Акварид, к тому же имеющие две «ветви» — северную и южную. Максимум последней ожидается 27 июля, во время него иногда появляется до 20 метеоров в час. Чем же интересен этот «двойной поток»?

Как несложно понять из названия, радиант потока — воображаемая точка на небесной сфере, откуда «разлетаются» метеоры — расположена вблизи звезды δ Водолея. Метеорная активность в этой области неба в конце июля впервые была зарегистрирована в 1870 году, но только с появлением фотографических методов исследователям удалось обнаружить два радианта δ-Акварид на расстоянии 15° друг от друга. Пик активности немного более слабой «северной» ветви на 3-4 дня отстает от «южной».

В конце июля около часа ночи радиант Южных δ-Акварид в наших широтах поднимается достаточно высоко над горизонтом. Ниже него расположена яркая звезда Фомальгаут

Лишь в 1986 году была открыта комета Мачхолца (96P/Machholz), с которой принято ассоциировать эти потоки. Это одна из самых сложных для наблюдений короткопериодических комет. Каждые 5 лет и 3 месяца она возвращается к Солнцу, проходя от него на расстоянии 0,124 а.е. (18,5 млн км), что в 8 раз меньше среднего радиуса земной орбиты. Тем не менее, мало кто из астрономов может похвастаться тем, что видел эту «хвостатую звезду» своими глазами. В основном она очень слаба и находится за пределами досягаемости большинства визуальных инструментов, а когда становится яркой — то оказывается на небе неподалеку от нашего дневного светила, где ее могут заметить только телескопы-коронографы на космических аппаратах.

Анимация, составленная на основе снимков солнечного космического телескопа SOHO,
демонстрирует прохождение кометы Мачхолца через перигелий в октябре 2017 года

Сейчас траектория кометы Мачхолца ориентирована так, что у нее нет возможности сближаться с Землей, и таковой она остается уже минимум 500 лет. Но когда-то все было по-другому, о чем свидетельствует наличие связанных с кометой метеорных потоков. На самом деле все еще интереснее: поскольку этих потоков два — это значит, что кометная орбита в какой-то момент изменилась, и случилось это именно благодаря гравитационному влиянию нашей планеты. «Хвостатая звезда» подошла к ней слишком близко и совершила в ее поле притяжения своеобразный гравиманевр, вроде тех, которые время от времени целенаправленно производят автоматические аппараты. Таким образов, Северные и Южные δ-Аквариды — это «память» о небесном пути кометы до и после судьбоносного сближения. Можно представить, каким грандиозным «небесным шоу» оно сопровождалось, и, похоже, все это происходило уже на памяти человечества.

16 июня 2028 года 96P/Machholz подойдет к Земле ближе всего с момента ее открытия (и вообще в XXI веке): в этот день нас будет отделять от нее 0,32 а.е., или 47,8 млн км. Даже тогда условия для ее наблюдений не станут особо благоприятными, но все же увидеть ее будет легче, чем обычно. После подобных сближений астрономы ожидают повышения активности метеорных потоков, связанных с кометами. Но прогнозировать такие события с большой уверенностью специалисты пока не решаются. Так что продолжаем следить за δ-Акваридами — пока их не «затмили» значительно более мощные и «раскрученные» августовские Персеиды!