На орбите вокруг черной дыры в центре Млечного Пути найден горячий газовый пузырь

Благодаря комплексу радиотелескопов ALMA астрономы зафиксировали признаки существования горячего пятна на орбите вокруг Стрельца A* — сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре Млечного Пути. Это открытие поможет лучше понять загадочную и динамичную среду в этом регионе нашей галактики.

Орбита горячего пятна вокруг Стрельца A*. Источник: EHT Collaboration, ESO/M. Kornmesser (Acknowledgment: M. Wielgus)

Открытие было сделано в ходе кампании по получению изображений черных дыр, проводившейся Коллаборацией Телескопа Горизонта Событий (EHT). В апреле 2017 года восемь, участвующих в проекте радиотелескопов (в том числе и ALMA), провели наблюдения Стрельца А*.

В ходе калибровки полученных данных, исследователи из Института радиоастрономии Макса Планка, обнаружили кое-что необычное. В измерениях, проведенных только ALMA, были зафиксированы признаки существования горячего пятна вокруг Стрельца А*. Оно движется по орбите примерно такого же радиуса, как орбита Меркурия, но при этом совершает полный оборот вокруг черной дыры всего за 70 минут. Это означает, что оно движется со скоростью, составляющей 30% от скорости света.

По мнению астрономов, горячее пятно у Стрельца А* представляет собой газовый пузырь. Дело в том, что некоторые из наблюдений ALMA были выполнены вскоре после всплеска рентгеновского излучения в центре нашей Галактики, который был зафиксирован телескопом Chandra. Такие события обычно связывают с последствиями магнитных взаимодействий в очень горячем газе, находящемся вблизи черных дыр.

Интересно, что до этого, вспышки в окрестностях Стрельца А*, происходили только в инфракрасных и рентгеновских лучах.  Ученые полагают, что всплеск радиоизлучения мог быть вызван процессом охлаждения газа.

Млечный Путь и положение его центральной черной дыры на фона комплекса ALMA. Источник: ESO/José Francisco Salgado (josefrancisco.org), EHT Collaboration

Находка имеет важную роль для лучшего понимания процессов, происходящих в окрестностях черных дыр и их природы. Исследователи сравнили собранные ALMA данные с теоретическими моделями, чтобы больше узнать о формировании горячего пятна, о среде, в которую оно погружено, и о структуре магнитного поля вокруг Стрельца A*.

Астрономы планируют продолжать отслеживание горячего пятна на всех доступных частотах. В будущем же они надеются получить прямые изображения газовых сгустков вблизи Стрельца А* при помощи строящегося в Чили Чрезвычайно Большого телескопа ESO (ELT). Ожидается, что он будет введен в эксплуатацию во второй половине нынешнего десятилетия.