На Марсе найдены признаки жизни

Людей на протяжении веков завораживали поиски жизни во Вселенной. Марс всегда был в центре внимания как потенциальное место для существования инопланетян. Однако, после того как многочисленные снимки с космических аппаратов вернули изображения бесплодного ландшафта, стало понятно, что Марс может быть менее пригодным для жизни, чем надеялись ученые. Но новые исследования предполагают, что некоторые экстремофильные белковые ферменты и РНК могут существовать в марсианском реголите, который насыщен солями перхлората.

экстремофильные белковые ферменты
Некоторые экстремофильные белковые ферменты и РНК могут существовать в марсианском реголите, который насыщен солями перхлората. Фото: Joseph Heili, Tanner Hoog, and Aaron Engelhart

Марс — четвертая планета от Солнца, которая имеет характерный красный цвет из-за оксида железа. Планета примерно вдвое меньше Земли, но имеет знакомые черты, в частности вулканы и полярные ледяные шапки. Первые наблюдатели считали, что Марс пересекает большая система каналов, которые доставляют талую воду из полярных шапок в экваториальные регионы. Но это оказалось оптическими иллюзиями, а шапки состоят преимущественно из сухого льда (замерзшего углекислого газа). Несмотря на это, дискуссия о возможности жизни на Марсе все еще продолжается.

Исследуя нашу Землю, ученые находят жизнь в экстремальных условиях, где, например, нет кислорода, отсутствует свет, низкие или очень высокие температуры. Такие микроорганизмы еще называют экстремофилами. Эти знания способствуют поискам жизни за пределами Земли.

Последние миссии на Марс обнаружили значительное присутствие перхлоратных солей на поверхности планеты. Эти соли, состоящие из кислорода и хлора, считаются вредными для жизни на Земле. Они могут образовывать рассолы, соединяясь с водой в атмосфере. Наличие воды на Марсе является ключевой стратегией NASA в поисках жизни — следовать за водой. Концепция проста: ищите воду и, возможно, найдете жизнь.

Наполненный льдом кратер на Марсе. Источник: ESA / DLR / FU Berlin

Недавно исследователи из Колледжа биологических наук опубликовали свои результаты в журнале Nature Communication. Они изучали, как геохимическая среда на Марсе могла поддерживать жизнь. Под руководством доцента Аарона Энгельхарта команда исследовала два типа РНК и ферментов, ключевых для жизни на Земле. Они обнаружили, что РНК хорошо функционирует в перхлоратном рассоле, тогда как ферменты менее пригодны. Однако белки, которые эволюционировали для выживания в экстремальных условиях на Земле, хорошо адаптированы к марсианскому соляному раствору.

Эти результаты дают новый импульс в поисках жизни на Марсе. Исследование показало, что РНК может выжить в соленых условиях, что открывает новые перспективы для поиска жизни на Красной планете.

Ранее мы рассказывали о том, как достичь Марса всего за два месяца.

По материалам twin-cities.umn.edu