На каких планетах инопланетяне могли бы развивать промышленность

Ученые заинтересовались вопросом, может ли на любой планете возникнуть развитая цивилизация. Они обратили внимание на то, что на Земле развитие промышленности было бы невозможным без освоения огня. А он будет гореть только при наличии в атмосфере определенного количества кислорода.

Промышленность возможна там, где горит огонь
Промышленность возможна там, где горит огонь. Источник: joint-research-centre.ec.europa.eu

Жизнь и цивилизация

Ученые продолжают размышлять над тем, как найти жизнь за пределами Земли. Недавно они определили, что чрезвычайно важным для ее развития является наличие океанов жидкой воды, и даже поняли, как определить их присутствие на большом расстоянии. А на этот раз коллектив исследователей из разных европейских стран взялся за проблему обнаружения цивилизации.

Ведь наличие внеземной жизни еще не означает, что где-то там бегают зеленые человечки, готовые нас приветствовать. На Земле организмы существовали на протяжении миллионов лет, но человеческая цивилизация возникла только несколько тысяч лет назад, а использование машин и вовсе длится несколько веков.

Обычно технологически развитую жизнь предлагают искать не с помощью биомаркеров, то есть характерных химических веществ, а с помощью техносигнатур, преимущественно в виде радиосигналов.

Промышленность и кислород

В новом исследовании ученые указали на то, что далеко не на любой планете возможно развитие технологической цивилизации, похожей на земную. Жизнь сама по себе действительно не очень требовательна к содержанию кислорода в атмосфере. До определенного предела одноклеточные организмы вообще могут развиваться без него, если есть жидкая вода.

Да и многоклеточная жизнь вполне может существовать при содержании кислорода, значительно меньшем, чем привычный нам 21 процент. Но как только существо становится достаточно развитым для того, чтобы заниматься промышленностью, оно сталкивается с необходимостью использования огня. Плавка металлов, производство цемента, выпечка хлеба — все это требует химического процесса горения.

А огонь при содержании кислорода в атмосфере ниже 18 процентов не горит. Это означает, что на самом деле значительная часть планет, которые могли бы поддерживать жизнь и даже позволяют ей приобрести нечто подобное разуму, имеют условия для развития технологий.

Конечно, вопрос о том, насколько технологическое развитие действительно зависит от использования огня, все еще остается дискуссионным. Однако выводу исследователей о том, что не стоит доверять сигналам с планет с очень низким уровнем кислорода.