На Энцеладе нашли новую молекулу и свидетельства химической активности

Анализ данных космического аппарата Cassini показывает, что в океане под ледяной корой спутника Сатурна Энцелада есть синильная кислота. Кроме того, ученые убеждены, что в его глубинах имеется мощный источник химической энергии, возможно, связанный с жизнью.

На Энцеладе найдена молекула синильной кислоты
На Энцеладе найдена молекула синильной кислоты. Источник: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Благодаря данным Cassini найдена важная молекула

Ученые заявляют, что нашли на спутнике Сатурна Энцеладе новую молекулу, которая является очень важной для жизни. Речь идет о синильной кислоте, считающуюся страшным ядом, однако на самом деле она играет чрезвычайно важную роль в биологических процессах на Земле. Ее молекула состоит из атомов водорода, азота и углерода.

О том, что под корой Энцелада находится океан жидкой воды, известно уже много лет благодаря близким пролетам аппарата Cassini. В выбросах со спутника уже неоднократно находили различные органические молекулы. А недавно ученые обнаружили там фосфор, который тоже является важным для существования жизни.

И вот теперь — новое открытие, которое снова сделано на основе данных Cassini. Сам аппарат еще в 2017 году упал на Сатурн, однако за годы работы он собрал столько данных, что ученые до сих пор делают открытия, просто анализируя их.

Синильная кислота и источник химической энергии

Молекулу синильной кислоты ученые обнаружили именно таким способом. Они применили статистический анализ к данным, собранным спектрометром Cassini, который изучал отдельные ионы и молекулы газов на протяжении всей своей работы, и теперь их удалось как следует оценить.

Но самый важный результат исследования заключается вовсе не в синильной кислоте. Вместе с ней был обнаружен целый ряд молекул, демонстрирующих следы окисления и других мощных химических процессов, продуцирующих много энергии в глубинах океана Энцелада.

Ранее ученые уже находили там метан, который вполне может быть результатом биохимических реакций. Однако его синтез не идет ни в какое сравнение с процессами окисления в живых клетках. Поэтому новое открытие значительно увеличивает вероятность того, что на Энцеладе существует жизнь.