На далекой комете заметили мощное извержение вулкана

Комета 29P/Швассмана — Вахмана 1 (29P/Schwassmann–Wachmann) неожиданно вспыхнула в огромном облаке газа и льда, сообщает Live Science. Это было крайне необычное зрелище, ошеломившее астрономов.

Комета-кентавр, впечатление художника
Комета-кентавр в представлении художника. Источник: NASA

Астроном-любитель Патрик Виггинс заметил извержение кометы в огромном газовом облаке 22 ноября, что повлекло за собой увеличение ее яркости более чем на четыре величины. Последующие наблюдения других астрономов подтвердили, что на комете действительно произошло взрывное извержение. Астроном Британской астрономической ассоциации (BAA) Ричард Майлз прокомментировал, что 29P/Швассмана — Вахмана 1, вероятно, выпустила яркий шлейф, содержащий более миллиона тонн выбросов.

Невероятно яркое событие

Эта комета мало чем отличается от разновидностей холодных спутников, вращающихся вокруг Сатурна, Юпитера или Нептуна. Со временем из-за нагрева Солнцем внутри кометы накапливаются газы, что приводит к увеличению внутреннего давления и дальнейшему их высвобождению взрывным и ярким извержением.

Комета 29P/Швассмана – Вахмана 1. Источник: Juan lacruz – Own work, CC BY-SA 4.0
Комета 29P/Швассмана — Вахмана 1. Источник: Juan lacruz — Own work, CC BY-SA 4.0

Вместо того чтобы выбрасывать горячую магму в атмосферу, как это делают вулканы на Земле, кометы, такие как 29P, выпускают в открытый космос замерзшую смесь жидких углеводородов. Увлекательным в таких извержениях является то, что этот материал, вероятно, состоит из того же материала, который мог занести жизнь на Землю миллиарды лет назад.

Комета 29P/Швассмана — Вахмана 1
Комета 29P/Швассмана — Вахмана 1. Источник: Wikipedia

Извержение 22 ноября уникально тем, что является самым ярким за все время наблюдений. Ученые могут только догадываться, почему на этот раз взрыв был столь мощный. Майлз и его коллеги считают, что замедление вращения 29P могло позволить излучению Солнца слишком сильно нагреть его ядро, что явилось результатом высвобождения большого количества газа.

Комета класса «кентавр»

29P/Швассмана — Вахмана 1 является представителем нового класса объектов под названием «кентавры». Она является наиболее вулканически активной кометой в Солнечной системе. Впервые была открыта в 1927 году немецкими астрономами Арнольдом Швассманом и Арно Артуром Вахманом. Она вращается вокруг Солнца примерно каждые 15 лет. Диаметр кометы примерно 30 км в поперечнике. Считается, что она происходит от пояса Койпера — массивного кольца астероидов, вращающихся на краю Солнечной системы.

Из-за небольшого размера и удаленности от Земли 29P/Швассмана — Вахмана 1 очень плохо изучена, поэтому остается много вопросов почти через столетие после ее открытия. К счастью, в начале следующего года планируется, что космический телескоп NASA James Webb подробнее осмотрит комету, после чего будут раскрыты новые подробности об этом одиноком ледяном теле.

Раньше мы сообщали о том, чем пахнет комета Чурюмова — Герасименко.