Мультивселенная или пустота: астрофизики спорят по поводу Холодного Пятна

Астрофизики считают, что наша Вселенная, какой мы ее знаем, не одна. Существует гипотеза Мультивселенной о параллельных мирах. Каждая такая альтернативная Вселенная имеет собственную версию реальности. Гипотетически, там происходят вещи, которые не сбылись в нашем измерении. К примеру, на Марсе развилась цивилизация или история нашей Земли там проходит по другому сценарию.

Гипотеза мультивселенной о параллельных мирах может объяснить загадочную пустоту в космосе.
Гипотеза Мультивселенной о параллельных мирах может объяснить загадочную пустоту в космосе

Последнее доказательство, подтверждающее существование Мультивселенной, поступило от Королевского астрономического общества в Великобритании. Недавно они опубликовали исследование о Холодном Пятне. Это очень холодная область космоса, обнаруженная в реликтовом излучении, вызванном рождением Вселенной в результате Большого взрыва примерно 13 млрд лет назад.

Холодное Пятно было обнаружено в 2004 году спутником NASA WMAP и подтверждено в 2013-м космическим кораблем Plank ESA. Большинство астрономов и космологов считают чрезвычайно маловероятным то, что оно образовалось при создании Вселенной, поскольку это математически трудно объяснить с помощью космологической инфляции. Новое исследование имеет более приземленное объяснение: эта холодная область представляет собой оптическую иллюзию, вызванную отсутствием соседних галактик.

Анизотропия реликтового излучения
Анизотропия реликтового излучения по данным спутников WMAP и Planck. Фото: Wikipedia

«Мы не можем полностью исключить, что Холодное Пятно вызвано маловероятной флуктуацией, объясняемой теорией Большого взрыва. Но есть более экзотические объяснения. Наиболее интересным из них является то, что это пятно возникло в результате столкновения нашей Вселенной с другой. Если дальнейший, более детальный анализ докажет, что это так, тогда Холодное Пятно может быть принято, как первое доказательство существования Мультивселенной», — объяснил профессор Том Шенкс из Даремского университета.

Если Мультивселенная существует, ученые должны признать, что конечная цель физики состоит в том, чтобы выяснить, почему наш космос принимает такую форму и почему определенные фундаментальные величины имеют такие значения. К примеру, скорость света, масса электрона и сила гравитационного взаимодействия. Однако, если Мультивселенная действительно существует, этот квест может быть обречен на провал. В случае, если количество параллельных Вселенных бесконечно и они несколько отличаются между собой, будет существовать бесконечное количество разных основных принципов физики.

Холодное пятно в созвездии Эридана
Холодное Пятно находится в созвездии Эридана в южном галактическом полушарии. На вставке показана карта микроволновой температуры этого участка неба, полученная спутником ESA Planck. На основном рисунке изображена карта распределения темной материи, созданная командой DES

По иронии судьбы, один из самых ярых противников идеи Мультивселенной является одним из ее первых основателей. Пол Стейнхардт из Принстонского университета внес вклад в развитие инфляции, теории начала нашего мира. Он также не может объяснить природу Холодного Пятна, которое может быть доказательством существования Мультивселенной. Согласно его гипотезе, как только Вселенная начинает формироваться, это приводит к бесконечному формированию параллельных миров.

Ранее мы сообщали, как облако воды помогло узнать температуру ранней Вселенной