Может ли жизнь регулировать физические условия на планете

Ученые предложили провести эксперимент с целью проверкм теорим Геи. Она утверждает, что если бы на Земле не было бы жизни, условия на ней были бы значительно хуже. То есть совокупность живых организмов регулирует климат.

Гипотеза Геи
Гипотеза Геи. Источник: phys.org

Гипотеза Геи

В недавно опубликованной в журнале Journal of the Royal Society Interface статье ученые предложили провести эксперимент для проверки теории, имеющей огромное значение для оценки того, насколько планеты во Вселенной могут быть пригодными для жизни. Речь идет о Гипотезе Геи. Выдвинули ее в 1970-х годах климатолог Джеймс Лавкок и микробиолог Лин Маргулис. Согласно их подсчетам, наша планета как небесное тело просто не смогла бы самостоятельно поддерживать условия, при которых могла бы существовать биологическая жизнь в течение сотен миллионов лет. Она бы обязательно перегрелась, атмосфера насытилась бы углекислым газом, а моря — кислотой.

Всему этому, по мнению авторов, мешает деятельность живых организмов. Каждый из них сам по себе просто живет своей жизнью и оказывает ограниченное влияние на природную среду. Но все вместе они образуют систему, можно даже сказать — сверхорганизм, способный стабилизировать климат на нашей планете. Его и назвали Геей — в честь греческой богини земли.

Как проверить теорию?

Несмотря на то, что гипотеза Геи красива и многое объясняет, большинство ученых еще в момент создания восприняли ее в штыки. В частности, выкладки Лавкока и Маргулис не слишком согласовывались с тем, как ситуацию оценивала NASA.

Но главные претензии были со стороны биологов. Гипотеза Геи откровенно противоречила дарвиновской эволюции, основной идеей которой является индивидуальный отбор живых организмов на основании действия достаточно случайных факторов. Только в XXI веке ученые создали вполне дарвиновскую модель, в которой происходят процессы, подобные тем, что предполагает эта концепция.

Однако напрямую гипотеза Геи никогда не была доказана. Причиной этого была сложность постановки эксперимента. Теперь же ученые планируют предпринять такую попытку. В исследовании примут участие всего два вида микроорганизмов, которые будут жить в общей среде. Последняя будет медленно нагреваться, а ее кислотность — увеличиваться. Один из видов умеет влиять на температуру среды, а другой — на уровень кислотности. Экспериментаторы хотят увидеть, создадут ли они систему, способную комплексно влиять на происходящее вокруг, сохраняя подходящие для жизни условия.