Мир огня и расплавленной серы: Junо готовится к новой встрече с Ио

3 февраля зонд Juno осуществит близкий пролет Ио. Аппарат пролетит на расстоянии всего 1500 км от поверхности вулканического спутника Юпитера.

Мир вулканов и лавовых озер

Ио — это наиболее геологически активный мир Солнечной системы. Она является домом для сотен вулканов, чьи извержения непрерывно видоизменяют ландшафт спутника. Поверхность Ио представляет собой смесь из покрытых вулканическими отложениями равнин, многочисленных гор, плато и ущелий, по которым плывут потоки расплавленной серы. На спутнике также существуют постоянные лавовые озера. Более подробно о том, что представляет собой этот крайне экзотический мир, можно узнать из нашей статьи.

Поток лавы на поверхности Ио. Источник: NASA

Основная проблема с изучением Ио, связана с высоким уровнем радиации. Орбита спутника проходит внутри одного из радиационных поясов Юпитера, из-за чего близкий визит к нему является серьезным испытанием для любого космического аппарата. Поэтому, тем ценнее данные, которые сможет собрать Juno во время предстоящего пролета.

Визит к Ио

Стоит сказать, что это уже не первый визит Juno к Ио. В предыдущий раз он навестил спутник в самом конце прошлого года. Научная программа нового пролета в целом будет напоминать прошлый. Juno сделает снимки поверхности спутника с высоким разрешением и соберет данные о тепловых сигнатурах, излучаемых его вулканами и кальдерами. Дистанция минимального сближения с Ио составит 1500 км.

Снимок Ио, сделанный зондом Juno с дистанции в 2800 км. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kevin M. Gill

Зонд также воспользуется гравитацией Ио, чтобы изменить свою орбиту. После визита к спутнику период его обращения вокруг Юпитера снизится до 33 дней.

В будущем Juno совершит еще несколько визитов к Ио, но каждый раз дистанция будет увеличиваться. Начиная с апреля 2024 года, космический аппарат начнет серию экспериментов, в ходе которых исследует верхние слои атмосферы Юпитера. Это предоставит ключевую информацию о форме и внутреннем строении планеты. Миссия Juno рассчитана на работу до конца 2025 года. На данный момент неизвестно, будет ли NASA вновь продлевать ее.