Меньше месяца до конца: NASA прощается с телескопом NEOWISE

NASA готовится к завершению миссии инфракрасного телескопа NEOWISE. Он прекратит наблюдения 31 июля 2024 года.

Охотник на черные дыры и астероиды

Первоначально, телескоп NEOWISE носил название WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer). Он был запущен в 2009 году с целью составление инфракрасного обзора всего неба. Собранные  телескопом данные в дальнейшем использовались астрономами для поиска таких объектов, как ультраяркие инфракрасные галактики, регионы активного звездоформирования, коричневые карлики, околозвездные диски и т. д.

Инфракрасное изображение неба, полученное телескопом NEOWISE. Источник: NASA/JPL-Caltech/UCLA

В ходе первого этапа своей миссии, WISE обнаружил десятки миллионов активных сверхмассивных черных дыр. Кроме того, телескопу удалось найти 34 тысяч ранее неизвестных астероидов, включая первый известный земной троянский астероид. Более того, миссия провела перепись темных, слабых околоземных объектов, которые трудно обнаружить наземным телескопам, и показала, что они составляют значительную часть этой популяции.

К концу 2010 года WISE исчерпал необходимые для охлаждения его инструментов запасы хладагента, и лишился возможности продолжать основную миссию, после чего был переведен в спящий режим. Через некоторое время специалисты NASA нашли способ, как продлить работу телескопа без хладагента. Его решили использовать для отслеживания околоземных тел, которые генерируют сильный инфракрасный сигнал из-за нагрева Солнцем. Основной упор был сделан на поиск объектов, способных представлять угрозу для нашей планеты. Вместе с новой миссией  телескоп получил и новое имя — NEOWISE.

Комета NEOWISE. Источник: SDL/Allison Bills

За последующие десять лет NEOWISE в общей сложности просканировал небо двадцать раз, сделав свыше 1,4 млн инфракрасных снимков.  Телескоп пронаблюдал 44 тысячи объектов Солнечной системы. В их число попало и 3 тысячи околоземных астероидов, 215 из которых до этого были неизвестны  астрономам. Помимо этого, WISE открыл 25 комет, в том числе и знаменитую C/2020 F3 (NEOWISE), украсившую земное небо летом 2020 года.  Телескоп также участвовал в наблюдениях астероида Динкинеш, который недавно посетила миссия Lucy.

Завершение миссии NEOWISE

По словам ученых, NEOWISE намного превзошел все ожидания и собрал огромное количество данных, анализ которых будет продолжаться еще не один год. К сожалению, несмотря на то, что телескоп сохраняет работоспособность и может продолжать наблюдения, его дни уже сочтены.

Миссия NEOWISE в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

Все дело в увеличении солнечной активности. Она привела к «раздуванию» земной атмосферы. У телескопа NEOWISE нет двигателей, поэтому он не может противостоять «тормозящему» эффекту,  который она оказывает.  Еще в конце прошлого года он находился на орбите высотой 480 км. Сейчас ее высота снизилась, и находится ниже 380 км. Уже к концу 2024 года NEOWISE войдет в плотные атмосферы и сгорит — и у NASA нет никаких возможностей что-то изменить.

Поэтому, аэрокосмическая администрация готовится попрощаться с телескопом. 31 июля NEOWISE завершит наблюдения. Затем 8 августа, контроллеры миссии в JPL отправят команду, которая в последний раз переведет NEOWISE в спящий режим.

Масса аппарата составляет 600 кг, поэтому какие-то из его обломков смогут достичь земной поверхности. Поскольку NASA никак не сможет управлять его сходом с орбиты, аэрокосмической администрации остается лишь надеяться, что они не упадут в жилой местности — ибо в таком случае, она вполне может получить очередной судебный иск.