Массивные звезды могут «воровать» планеты-гиганты

Команда ученых, открывшая так называемые BEAST-экзопланеты, объяснила их возможное происхождение. Массивные звезды, вокруг которых они вращаются, могли их «украсть» у других светил еще в «звездной колыбели».

Массивные звезды воруют планеты-гиганты
Массивные звезды «воруют» планеты-гиганты. Источник: Рhys.org

Что такое BEAST-планеты

Название BEAST-планет происходит от программы исследования космоса B-star Exoplanet Abundance STudy, в рамках которой они были открыты. Они являются одним из последних пополнений «зоопарка» миров за пределами Солнечной системы и в очередной раз доказывают, что разнообразие звездных систем Вселенной чрезвычайно велико.

Все BEAST-планеты являются массивными газовыми гигантами, похожими на Юпитер, вращающимися вокруг массивных и горячих звезд. При этом их орбиты имеют радиус в сотни раз больше земного. То есть если бы эти планеты существовали в Солнечной системе, то находились бы где-то в Облаке Оорта, далеко за орбитой Нептуна.

С этими небесными телами связана небольшая загадка. Дело в том, что массивные звезды имеют интенсивное ультрафиолетовое излучение, эффективно «выдувающее» газ из их окрестностей. Поэтому планеты возле них могут образоваться, а вот вырасти до размеров Юпитера — нет.

Как звезды «воруют» планеты-гиганты

Ученые смогли объяснить, как BEAST-планеты могут оказаться там, где их находят. Они предположили, что во время пребывания в протопланетных облаках, играющих роль «звездных колыбелей», массивные звезды могут «воровать» газовые гиганты у своих более легких «родственников».

Исследователи провели моделирование взаимодействия звездных систем внутри «колыбели» и пришли к выводу, что массивные звезды действительно имеют достаточное гравитационное влияние для того, чтобы «воровать» планеты-гиганты. Более того, такие события должны происходить не реже одного раза в 10 млн лет и в результате этого небесные тела должны оказаться именно на тех орбитах, где их нашла команда BEAST.

Следует также отметить, что с точки зрения классической небесной механики захват звездами планет выглядит крайне маловероятным. Но в туманности, когда сопротивление среды имеет огромное влияние, становятся возможными не только захваты планет, но и образование двойных систем.