Марсианская атмосфера теряет углерод

Зонд на орбите Марса постоянно регистрирует потоки ионов углерода, исходящих от планеты. Этот газ постепенно исчезает из атмосферы, как и кислород.

Визуализация того, как марсианская атмосфера теряет углерод и кислород
Визуализация того, как марсианская атмосфера теряет углерод и кислород. Источник: NASA

Что узнал MAVEN

У Марса очень тонкая атмосфера, и со временем она становится все более эфемерной. К такому выводу пришли ученые, изучающие данные, полученные аппаратом MAVEN. Он работает на орбите Красной планеты с 2014 года. На его борту находится детектор ионов Suprathermal and Thermal Ion Composition, который упрощенно называется STATIC.

Недавно ученые, работающие с данными, собранными этим устройством, опубликовали результаты о количестве ионов углерода и кислорода. Поток этих частиц, которые регистрируют приборы MAVEN, говорит о том, что атмосфера Марса продолжает разрушаться. Их плотность составляет 104—105 на см2. Эти потери хорошо согласуются с ранее полученными оценками.

Правда, STATIC имеет достаточно высокую погрешность измерений, когда речь идет о различии ионов кислорода и углерода. Оба эти элемента состоят из набора изотопов. Атомный вес у них может совпадать. Поэтому отличить ионы этих газов друг от друга достаточно сложно. Однако за время наблюдений по крайней мере в четверти из них явно присутствуют следы улетающего с Марса карбона.

Какой была марсианская атмосфера

Вопрос потери марсианской атмосферой кислорода и углерода важен в контексте ее возможной эволюции. Все исследователи соглашаются, что в начале своей истории Марс имел более плотную атмосферу, чем сейчас. Насколько она была густой и в каких пропорциях в ней находились эти два элемента, остается неизвестным.

Не вызывает сомнения только то, что наличие и кислорода и углерода в марсианской атмосфере было необходимым условием для существования на планете жизни. Не менее важны эти элементы и для будущей колонизации Красной планеты. Ибо заносить их в необходимом количестве извне крайне трудно. Если они все улетят в космос, то работать будет не с чем.