Марс оставался вулканически активным в течение последнего миллиона лет

Радарные данные помогли ученым изучить геологическую историю равнины Элизий на Марсе. Оказалось, что последний раз вулканическая активность в этом районе наблюдалась между 120 и 1 млн лет назад. Это ставит под сомнение представление о том, что сейчас Красная планета является геологически мертвой.

Равнина Элизий
Равнина Элизий. Источник: NASA/JPL-Caltech/Univ. of Arizona

Вулканическая активность на равнине Элизий

Специалисты NASA сделали открытие, которое способно изменить представление о геологии Марса. Они использовали спутниковые снимки и данные георадаров, чтобы исследовать марсианский регион, известный как равнина Элизий. Ученые составили трехмерные карты поверхности и узнали, что находится на глубине до 140 м под ней.

Равнина Элизий давно известна как место, сформированное вулканической деятельностью. До сих пор ученые были убеждены, что последний раз лава здесь текла несколько миллиардов лет назад. Однако новое исследование показывает, что в период от 120 до 1 млн лет назад в этом районе произошло около 40 извержений, которые и сформировали ландшафт региона.

Особенно ученых поразил тот факт, что некоторые молодые потоки лавы, которые хорошо видны на карте, явно застыли в присутствии воды. Они сделали вывод, что и лава, и вода выходили на поверхность одновременно. Атмосферное давление на Марсе достаточно низкое для того, чтобы жидкость очень быстро закипела, однако ее было столько, что это вызвало наводнение.

Мертв ли Марс?

Сделанные открытия можно считать сенсационными из-за того, что они полностью меняют представления о Красной планете как о геологически мертвой. Глобального движения литосферных плит здесь действительно нет, но жидкая магма в глубинах планеты, возможно, сохраняется до сих пор.

В течение последних лет аппарат InSight неоднократно фиксировал марсотрясения, которые вполне можно расценивать как свидетельство того, что геологическая активность не замерла. Затем ученые нашли под поверхностью планеты вулканический плюм.

И вот теперь было обнаружено, что и на равнине Элизий вулканическая активность наблюдалась относительно недавно. Особенно интригует новость о контакте лавы с водой. На Земле в подобных местах полно микроскопической жизни, так что есть шанс, что и на Марсе она сохранилась именно там.

По материалам www.sciencealert.com