Магнитные поля в остатке сверхновой Тихо оказались хаотично перепутаны

Ученые исследовали остаток сверхновой Тихо с помощью рентгеновского космического телескопа IXPE. Они обнаружили, что за ускорение высокоэнергетических электронов в ней отвечают хаотично перепутанные магнитные поля.

Остаток сверхновой Тихо
Остаток сверхновой Тихо. Источник: www.space.com

Остаток сверхновой Тихо

Остаток сверхновой Тихо — это небольшая сферическая туманность с нейтронной звездой в центре. Она ионизирована и поэтому излучает в целом ряде диапазонов, включая рентгеновский. Свое название она получила в честь датского астронома Тихо Браге, который в 1572 году наблюдал сверхновую, породившую ее.

Согласно современным представлениям, тогда объект представлял собой тесную двойную систему, которая состояла из белого карлика и желтой звезды. С последней на центральный объект перетекало значительное количество вещества. В результате его масса превысила предел Чандрасекара, и он взорвался, выбросив в пространство большое количество плазмы. А сам превратился в нейтронную звезду.

Одна из самых больших загадок, которую подарил ученым остаток сверхновой Тихо, связана именно с высокоэнергетическими частицами рентгеновского спектра. Еще в 2011 году орбитальному телескопу Chandra удалось снять узоры полос на поверхности туманности. Еще тогда ученые предположили, что это связано с магнитными полями, которые захватывают и ускоряют электроны.

Исследование спутника IXPE

До сих пор инструментам, работающим в рентгеновском диапазоне, не хватало чувствительности, чтобы как следует рассмотреть, что происходит внутри туманности. Однако IXPE, выведенный в космос прошлой зимой, работает именно в поляризованном рентгеновском свете. Поэтому он хорошо видит магнитные поля, пронизывающие туманность.

IXPE в целом подтвердил результаты, полученные Chandra. Рентгеновское излучение действительно преимущественно рождается в тонком ободке на краю туманности. В этих местах линии магнитного поля сильно перекручены, и электроны, которые движутся перпендикулярно им, излучают рентгеновские лучи.

В целом эти электроны достаточно быстро теряют скорость, поэтому излучение происходит только в очень узкой зоне. Магнитные поля туманности оказались достаточно турбулентными. Но они все же не настолько хаотичны, чтобы поляризация полностью терялась.

По словам исследователей, она составляет 9 процентов в остатке сверхновой и 12 процентов на его ободе. И это значительно больше, чем в предыдущих исследованиях других остатков сверхновых. Причины этого могут выяснить позже.