Любительская программа для подтверждения экзопланет транзитным методом

Институт SETI начинает программу сетевой обработки астрономических данных любителями для обнаружения и подтверждения экзопланет транзитным методом. Таким образом, уже установлен период вращения дальнего объекта.

Подтверждение экзопланет
Программа подтверждения существования экзопланет доступна для любителей. Источник: Мindmatters.ai

Почему подтверждение экзопланет — сложная задача?

Институт SETI вместе со своим партнером Unistellar запускает новую сетевую программу обработки данных наблюдения за экзопланетами. В ней смогут принять участие любители со всего мира. Главной задачей этого проекта станет подтверждение кандидатов в экзопланеты.

Существует несколько способов обнаружить планету у другой звезды. Одним из наиболее широко используемых сейчас является транзитный метод. Состоит он в том, чтобы измерить уменьшение яркости звезды, когда между ней и наблюдателем проходит объект. Так удается определить скорость его движения и диаметр.

Таким образом работает космический телескоп TESS. С его помощью подтверждено существование более 5100 экзопланет и еще тысячи ждут подтверждения. А его иногда сделать очень тяжело. Планета заслоняет звезду всего на несколько часов, а период ее вращения может измеряться десятками и сотнями дней. Потому очень сложно сказать, когда нужно смотреть на звезду, чтобы снова увидеть крохотное затмение.

Как обрабатывать данные телескопов?

Массив данных, которые нужно обработать, содержит не только результаты наблюдений TESS, но и информацию, полученную из кучи наземных телескопов. Его обработка достаточно сложная задача из-за большого количества сигналов, поступающих от двойных систем или транзитов маломассивных звезд.

Чтобы осуществлять такую ​​работу, нужно иметь немало специальных знаний. Именно этот факт был причиной того, что раньше к решению подобных задач любителей не приобщали. Но теперь Unistellar Exoplanet предлагают полноценное обучение и кураторство для всех желающих научиться подтверждать экзопланеты.

Опыт привлечения аматоров для подтверждения экзопланет

Новая программа уже некоторое время внедрялась в тестовом режиме. Красноречивым подтверждением ее эффективности является исследование планеты TOI 1812.01. TOI 1812 — это многопланетная система, открытая TESS, которая находится в 563 световых годах от нас.

Она состоит из трех газовых гигантов. Первый из них — очень маленький «нептун» с радиусом 3 земных — находится на 5-дневной орбите. Второй, радиусом в 5 земных, вращается вокруг светила за 11 дней. А вот относительно реальности и периода обращения третьего объекта (TOI 1812.01) размером с Сатурн у ученых не было уверенности.

Система TOI 1812
Система TOI 1812. Источник: Рhys.org

Предыдущие наблюдения предусматривали три возможных периода вращения: 71, 87 и 112 суток. Для подтверждения того, какой же из этих вариантов верен, привлекли сетевую команду из 20 любителей, которых консультировали профессионалы. В течение нескольких месяцев они обрабатывали данные наблюдений TOI 1812 года.

В конце концов, два краткосрочных предположения так и не были подтверждены. А вот предсказание, что планета имеет 112-дневный срок вращения, полностью подтвердилось. Это позволило узнать, на каком расстоянии от звезды она находится.

TOI 1812 принадлежит к спектральному классу K2V, то есть она значительно тусклее Солнца. Итак, хотя третья планета и находится к звезде ближе, чем Земля к Солнцу, она получает от нее в два раза меньше света. Поэтому она является идеальным кандидатом для проверки теории о том, что планеты-гиганты образуются вдали от своих светил и затем мигрируют ближе к ним.