Лунный кубсат перепутали с астероидом

Астрономы объявили об обнаружении приближающегося к Земле астероида. Последующая перепроверка показала, что на самом деле он является аппаратом  EQUULEUS, запущенным к Луне в ходе миссии Artemis I.

Кубсат с паровым двигателем

EQUULEUS создан специалистами Японского аэрокосмического агентства. 14-килограммовый аппарат построили на базе платформы кубсат (6U). Его размеры составляют 10 х 20 х 30 см.

Аппарат EQUULEUS (концепт). Источник: JAXA

Одна из основных целей EQUULEUS заключается в изучении плазмосферы. Так называют внутреннюю часть земной магнитосферы, содержащей холодную плазму. Другая задача миссии — проверка методики управления траекторией космического аппарата в регионе «Земля – Луна» с минимальным расходом топлива. Конструкторы  кубсата сделали ставку на использование гравитационных маневров, а также экспериментальный двигатель, использующий пар для осуществления коррекций курса. В общей сложности, EQUULEUS несет 1,5 килограмма воды. Она нагревается теплом от коммуникационных компонентов, превращается в пар, а затем выбрасывается при необходимости коррекций курса.

Ошибка астрономов

«Стимпанк» – спутник был запущен 16 ноября в качестве одного из попутных грузов миссии Artemis I. После отделения от носителя он выполнил успешный пролет Луны и передал фотографию ее поверхности, после чего осуществил серию коррекций курса, направивших его к точке Лагранжа L2 системы Земля – Луна. На пути к своей цели кубсат также сфотографировал комету C/2022 E3 (ZTF).

26 февраля EQUULEUS был сфотографирован одним из автоматизированных телескопов системы ATLAS. В следующий раз кубсат был замечен 18 марта. В результате астрономы классифицировали его как приближающийся к Земле астероид и даже дали обозначение A10TGEB. Однако спутниковые споттеры обратили внимание на необычные орбитальные характеристики объекта и предположили, что он имеет отношение к миссии Artemis I. В последующем руководители проекта EQUULEUS опубликовали точные небесные координаты кубсата. Это позволило подтвердить, что речь действительно идет о нем.