LRO сфотографировал россыпь вторичных кратеров

Группа сопровождения миссии LRO опубликовала несколько снимков, демонстрирующих россыпь вторичных кратеров на лунной поверхности. Они образовались в ходе падения обломков, выбитых при образовании более крупного кратера.

Что такое вторичные кратеры

Как известно, Луна покрыта множеством кратеров. Они образовались в ходе продолжавшейся миллиарды лет бомбардировки астероидами и кометами. Но не все лунные кратеры имеют одинаковое происхождение. Практически все крупные ударные формации образовались непосредственно в результате падения небесных тел. А вот часть мелких кратеров являются вторичными. Они остались после падения на Луну обломков, выбитых в результате наиболее мощных ударов.

Небольшой ударный кратер, расположенный на территории Моря Восточного. Источник: NASA/GSFC/Arizona State University

Вторичные кратеры можно идентифицировать по их отличительным признакам. Например, выбросам V-образной формы, которые указывают на основной кратер, или асимметричным формам, когда край, расположенный дальше от основного кратера, менее хорошо сформирован, чем край, расположенный ближе.

Геологическая летопись космических ударов

Снимки LRO демонстрируют яркий первичный кратер, расположенный на территории Моря Восточного (оно находится на западной окраине видимого полушария Луны). От него исходят характерные лучи (они состоят из выброшенного материала), и также он окружен целым полем вторичных кратеров.

Вторичные кратеры
Россыпь вторичных кратеров на Луне. Источник: NASA/GSFC/Arizona State University

Планетологи могут использовать вторичные кратеры в качестве своеобразной геологической летописи для оценки размера и скорости выброшенных во время падения небесного тела осколков. Самый большой вторичный кратер на снимках LRO был образован тридцатиметровым фрагментом. В результате его падения осталась воронка диаметром 90 метров. А расстояние вторичных кратеров от первичного позволяет оценить скорость выброса. По расчетам ученых, вторичные кратеры на снимке LRO образовались в результате падения обломков, двигавшихся на скорости порядка 160 м/c.

Стоит отметить, что далеко не все выброшенное во время ударов вещество падает на Луну. Некоторые обломки набирают вторую космическую скорость и навсегда улетают в межпланетное пространство. Часть из них затем выпадает на Землю в виде лунных метеоритов.

Напомним, что недавно LRO сфотографировал лунный терминатор.

По материалам https://www.lroc.asu.edu