Квазары надувают сине-красные «суперпузыри»

Исследование трех квазаров показало, что каждый из них формирует «суперпузыри» туманностей в форме арахисова. Таким образом сверхмассивные черные дыры участвуют в формировании галактик, в которых находятся.

Квазары создают «суперпузыри»
Квазары создают «суперпузыри». Источник: www.newscientist.com

Ученые увидели «суперпузыри»

Астрофизики из США, Китая и Германии опубликовали исследования трех квазаров, которые они сделали с помощью телескопа Gemini North, расположенного на Гавайских островах. Вблизи от каждого из этих объектов они обнаружили гигантские «суперпузыри» диаметром 65 тыс. световых лет каждый.

Квазары — это сверхмассивные черные дыры, подобные объекту Стрелец А*, который находится в центре Млечного Пути. Только, как правило, они больше и поглощают большое количество вещества, часть которого превращается в излучение, благодаря чему их видно через всю Вселенную.

Ученые давно подозревали, что они также должны сильно действовать на движение вещества внутри своих галактик и таким образом влиять на их эволюцию. Однако как именно это происходит — до сих пор оставалось непонятным.

Открытые «суперпузыри» помогают понять, как это происходит. Они являются туманностями, которые образовались из ионизированного газа под воздействием излучения и ударных волн, поступающих от квазаров.

Кратковременные явления

Самый интересный вывод, полученный учеными, когда они исследовали «суперпузыри», заключается в том, что в спектре их излучения присутствует смещение не только в красную область спектра, что было бы обычным делом на таких расстояниях, но и в синюю, что свидетельствует о динамических процессах, которые происходят в них.

«Суперпузыри» по своим размерам приближаются к самой галактике. Однако, судя по всему, они являются крайне недолговечными структурами. Ученые применили гидродинамическое моделирование и предсказали эволюцию этих туманностей в течение 20 млн лет. Они пришли к выводу, что звездный ветер от квазаров не задерживается в них надолго, а быстро разрывает их.

Также примечательно, что «суперпузыри» очень похожи на подобные структуры, которые существуют в Галактике. Правда, они значительно меньше по размеру и практически невидимы. Это может быть связано с относительным спокойствием нашей сверхмассивной черной дыры.