Квазары могут скрываться в пыли

Ученые сделали вывод, что немало квазаров может быть спрятано от нас пылью, которая наполняет их родные галактики. Ранее считалось, что она сконцентрирована только в форме торов вокруг них.

Квазар скрывается за пылью
Квазар скрывается за пылью. Источник: Durham University

Квазары, скрывающиеся в пыли

Каролина Андони, аспирантка Центра внегалактической астрономии Даремского университета, недавно опубликовала в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society статью, посвященную исследованию квазаров. В ней она вместе с другими соавторами изучила эти активные сверхмассивные черные дыры.

Квазары — это источники энергии, которые мы видим сквозь весь космос. На самом деле они не очень отличаются от обычных сверхмассивных черных дыр, подобных Стрельцу А*, которая находится в центре Млечного Пути. Разница заключается лишь в пыли и газе, которые падают на них и порождают лучи, бьющие с полюсов этих объектов.

Главное, что изучали в новом исследовании — квазары, которые кажутся слабее других. Причину этого явления ученые пытались выяснить с помощью массива субмиллиметровых антенн ALMA. С его помощью они наблюдали за квазарами, которые находятся в галактиках, где очень много пыли.

Какую роль играет пыль

Традиционно считается, что в галактиках, содержащих квазар, пыль находится преимущественно в небольшом торе, окружающем черную дыру. А поскольку квазар мы видим в основном тогда, когда он развернут к нам полюсом, то считается, что на его светимость это препятствие влияет несильно.

Однако исследователи, наблюдавшие за квазарами, обнаружили, что это не так. Галактики могут содержать настолько много пыли, что она буквально прячет квазары от нас даже тогда, когда сама звездная система развернута к нам не ребром, а плоскостью.

Более того, ученые обнаружили, что некоторые из таких галактик на самом деле являются карликовыми, диаметр которых составляет не более 3 тыс. световых лет. При этом в них ежегодно образуется до 1000 новых светил. Это в сотню раз больше, чем во Млечном Пути, диаметр которого составляет 100 тыс. световых лет.

Ученые думают, что галактики, в которых газ и пыль полностью закрывают квазар, являются начальной стадией эволюции многих звездных систем. Именно в них черная дыра активно растет, поглощая и выбрасывая пыль. Этот процесс, в свою очередь, стимулирует вспышку звездообразования в галактике.