Просто о сложном | Куда делись марсианские каналы

В конце XIX века люди были уверены, что имеют твердые доказательства существования на Марсе разумной жизни. Ведь астрономы видели в свои телескопы сеть линий, которые интерпретировали как искусственные каналы. Однако уже в начале 1970-х ученые окончательно убедились, что ничего подобного там нет.

Где на Марсе каналы?

1. Кто первым увидел каналы на Марсе?

В 1877 году мир всколыхнуло известие, что итальянский астроном Джованни Скиапарелли наблюдал на Марсе сеть тонких линий. Общественность интерпретировала это известие как свидетельство существования на соседней планете высокоразвитой цивилизации.

Эта уверенность базировалась на ошибочном переводе итальянского слова canali, которым Скиапарелли назвал свое открытие. На самом же деле оно означает всего лишь «проливы» не обязательно искусственного происхождения, и астроном не сообщал о них как о рукотворных сооружениях. К тому же он не был первым, кто увидел на Марсе линии: еще в 1858 году об этом сообщил Анджело Секки.

2. Действительно ли их видели?

Другие астрономы неоднократно смотрели на Марс после Скиапарелли. Они тоже видели там сеть линий. Правда, разглядеть их как следует не удавалось, ведь они были на грани разрешения телескопов конца XIX века.

Общество того времени вполне верило в их реальность, хотя ученые не были в этом уверены. Еще в 1903 году был проведен эксперимент, который доказал, что, рассматривая удаленный диск со случайными пятнами на нем, люди благодаря оптической иллюзии могут увидеть там тонкие линии, на самом деле не существующие.

3. Почему люди верили, что на Марсе есть жизнь?

Главной причиной популярности гипотезы о существовании на Марсе каналов было то, что люди уже знали об этой планете достаточно много — например, что период ее вращения и наклон оси к плоскости орбиты похожи на земные. Астрономы видели сезонный рост и уменьшение полярных шапок и детали поверхности, которые можно было интерпретировать как моря и океаны. Неудивительно, что когда американский астроном Персиваль Ловелл в 1894 году поддержал гипотезу Скиапарелли и заявил, что условия на Марсе благоприятны для жизни, и там существует развитая цивилизация, серьезных аргументов против не нашлось. Ширина каналов тогда оценивалась в 40–160 км.

4. Когда люди убедились, что каналов нет?

Еще в 1907 году британский натуралист Альфред Уоллес опубликовал книгу, где привел результаты спектроскопических исследований Марса, которые не показали признаков воды, а значит, планета должна быть холоднее и суше, чем считал Ловелл. В 1909 году на изображениях, полученных с помощью большого телескопа, каналов не нашли.

В течение нескольких следующих десятилетий существование каналов оставалось крайне сомнительным, хотя люди в них охотно верили. В 1965 году мимо Марса пролетел американский зонд Mariner 4. Он сфотографировал планету и провел ряд измерений, которые подтвердили, что для жизни она непригодна. Окончательно наличие каналов опроверг орбитальный аппарат Mariner 9, который в 1971 году составил подробную карту планеты.

5. Так есть ли на Марсе каналы?

Небольшая часть марсианских каналов, наблюдаемых в XIX веке, соответствует разломам, горам и другим вполне реальным объектам, которые трудно «привязать» к естественным или тем более искусственным протокам. Большинство же действительно оказалась оптической иллюзией, поэтому искать их современные изображения не стоит.

Однако уже через пять лет после миссии Mariner 9, в 1976 году, аппараты Viking нашли на Красной планете сухие русла, по которым миллиарды лет назад текли постоянные потоки воды. В дальнейшем эти образования неоднократно фотографировались другими аппаратами. Поэтому сомневаться в их реальности не приходится, хотя никакого отношения к тому, что якобы видел Скиапарелли, они не имеют. А в 2022 году марсоход Perseverance отобрал образцы осадочных пород в том месте, где один из этих протоков вливался в древнее озеро Езеро. Эти образцы должны прибыть на Землю в следующем десятилетии.