Космический мусор рассказал о секретном китайском космоплане

Власти провинции Хэнань выставили на всеобщее публичное обозрение головной обтекатель ракеты «Чанчжэн-2F», упавший на Землю после миссии по выводу на орбиту секретного многоразового космического корабля КНР. Его фотографии позволяют пролить некоторый свет на характеристики китайского аппарата.

Секретный китайский корабль был запущен 4 августа. Ракета «Чанчжэн-2F» вывела его на орбиту с перигеем 346 км, апогеем 593 км и наклонением 50°. После запуска 18-я эскадрилья контроля космического пространства ВВС США сообщила об обнаружении семи объектов, движущихся по соседству с основным аппаратом. Некоторые из них, скорее всего, являются второй ступенью «Чанчжэн-2F» и сопутствующими фрагментами космического мусора. В то же время, по мнению экспертов, среди них также могут быть спутники-инспекторы, предназначенные для отслеживания поведения корабля.

Сравнение головного обтекателя «Чанчжэн-2F» и орбитального беспилотника X-37B. Источник: @CNSpaceflight

15 августа китайский корабль пролетел над базой Лобнор, которая являлась местом его посадки во время предыдущий миссии в 2020 году. Однако по данным 18-й эскадрильи, аппарат не воспользовался этой возможностью и остался на орбите.

КНР традиционно не представила ни фотографий, ни каких-либо технических подробностей устройства своего аппарата. Однако довольно неожиданным источником информации о нем стал головной обтекатель «Чанчжэн-2F», выставленный на территории одной из школ провинции Хэнань. Судя по фотографиям, он был модифицирован для миссии и имеет несколько выступов, скорее всего использовавшихся для размещения крыльев корабля.

Китайская копия американского космоплана

По оценкам экспертов, размеры обтекателя и характер расположения выступов позволяет прийти к выводу, что по своим габаритам и форме, китайский корабль очень похож на беспилотный орбитальный самолет ВВС США X-37B. Американские военные располагают, как минимум, двумя летными экземплярами этой машины. Одна из них находится на орбите с мая 2020 года. В общей сложности, два аппарата провели в космосе свыше 2700 дней.

X-37B после посадки. Источник: Boeing

Стоит отметить, что и ранее многие обозреватели высказывали предположения, что китайский многоразовый корабль создавался под «влиянием» X-37B. Но снимки головного обтекателя «Чанчжэн-2F» стали первым наглядным подтверждением этой гипотезы.