Космический цветок: Камера темной энергии сфотографировала туманность Розетта

Научно-исследовательский центр NOIRLab опубликовал снимок, приуроченный к пятилетию с момента начала работы Камеры темной энергии (DeCam). На нем запечатлена, напоминающая гигантский огненный цветок, туманность Розетта.

Туманность Розетта. Источник: CTIO/NOIRLab/DOE/NSF/AURA

Туманность Розетта расположена на расстоянии примерно 5000 световых лет от Земли по направлению к созвездию Единорога. Она представляет собой огромное облако ионизированного водорода, растянувшееся на 130 световых лет. Если бы мы могли увидеть туманность Розетта на небе невооруженным глазом, ее диаметр в 2,5 раза превысил бы полную Луну.

Если посмотреть на снимок DeCam, то можно заметить, что в центре этого гигантского «цветка» нет газа. Это связано с массивными звездами скопления NGC 2244, которое образовалось примерно 2 млн лет назад. Его мощные звездные ветра создали прореху в сердце туманности.

Массивные звезды NGC 2244 также испускают ультрафиолетовое излучение, которое ионизирует окружающий водород и освещает туманность множеством ярких цветов. Красный цвет соответствует H-альфа-излучению, возникающему из-за высокоэнергетических атомов водорода. Вдоль стенок центральной полости, ближе к массивным центральным звездам, излучение достаточно энергично, чтобы ионизировать более тяжелые атомы, например кислород, который светится золотыми и желтыми оттенками. И, наконец, по краям лепестков цветка тянутся неровные нити темно-розового цвета, светящиеся от ионизированного кремния.

Также можно обратить внимание на ряд расположенных вокруг ядра туманности темных облаков, которые из-за их внешнего вида получили название «слоновьи хоботы».  Эти структуры непрозрачны, так как содержат пыль, и являются границей между горячей оболочкой ионизированного водорода и окружающей средой более холодного водорода. По мере расширения оболочки наружу она сталкивается с холодным и комковатым газом, который сопротивляется ее натиску. В результате образуются длинные и вытянутые стволы, которые, как пальцы, направлены к центральному скоплению.

Менее заметны, но не менее интересны, темные глобулы. Иногда круглые, иногда каплевидные, эти образования состоят из пыли и всего в несколько раз массивнее Юпитера. Сотни глобул усеивают всю туманность Розетта. Внутри них могут находиться коричневые карлики и планеты.

Как и все цветы, туманность Розетта не будет существовать вечно, поскольку те же звезды, которые она породила, приведут и к ее гибели. Примерно через 10 миллионов лет излучение от горячих молодых звезд скопления NGC 2244, рассеет туманность, и она перестанет существовать.

По материалам NOIRLab