Hubble сфотографировал зародыши будущих звезд

Группа сопровождения миссии Hubble опубликовала новое изображение. На нем можно увидеть необычные объекты, которые в будущем могут дать начало новым звездам.

Свободно плавающие испаряющиеся газовые глобулы в туманности Душа. Источник: ESA/Hubble & NASA, R. Sahai

Снимок демонстрирует один из участков эмиссионной туманности Westerhout 5, также известной как туманность Душа. Она расположена на расстоянии 7 тысяч световых лет от Земли, ее характерный красный цвет объясняется свечением ионизированных атомов водорода.

Помимо обычных звезд, на красном фоне туманности также можно увидеть ряд характерных темных облаков. Эти объекты известны под названием свободно плавающие испаряющиеся газовые глобулы (frEGG). Они представляют собой области повышенной плотности межзвездного водорода, газ внутри которой защищен от воздействия ионизирующего ультрафиолетового излучения.

Подобные образования представляют значительный интерес для астрономов. Считается, что они являются зародышами, из которых в будущем могут развиться звезды. По мере падения на нее вещества из ближайшего окружения, глобула начнет коллапсировать под действием собственной гравитации. Увеличение плотности вещества приведет к постепенному разогреву центральной области. Если массы глобулы окажется достаточно, в ее центре начнутся самоподдерживающиеся термоядерные реакции с участием водорода, и она превратится в звезду. Если массы окажется недостаточно, то она породит коричневый карлик.

Любопытно, что испаряющиеся газовые глобулы были найдены астрономами относительно недавно. Впервые их идентифицировали на снимках знаменитых Столпов Творения. Свободно плавающие глобулы вроде тех, что запечатлены на представленной выше фотографии, отличаются от обычных тем, что не привязаны к каким-либо структурам и имеют характерную форму с наличием «хвоста» и «головы».