Космический аппарат IBEX перестал реагировать на команды NASA после 15 лет работы

Космический аппарат Interstellar Boundary Explorer (IBEX) оказался в неопределенной ситуации. 24 февраля в NASA сообщили, что исследователь глубокого космоса перезагрузился 18 февраля, но с тех пор не выходит на связь. Диспетчеры не смогли восстановить возможности управления зондом, несмотря на перезагрузку аппаратного и программного обеспечения на Земле.

IBEX
Космический аппарат NASA Interstellar Boundary Explorer (IBEX)

«Программное обеспечение для полетов и системы все еще работает. Но аппарат не реагирует на команды и не обрабатывает данные», — сообщили представители NASA. Они отметили, что IBEX запрограммирован на восстановление с резервной копии и перезапуск питания, которое запланировано на 4 марта. Это обеспечит возобновление работы аппарата, если команда миссии не сможет решить проблему другим путем.

Открытия IBEX за 15 лет

IBEX был запущен в октябре 2008 года для исследования внешнего края гелиосферы, представляющей собой границу между Солнечной системой и межзвездным пространством. Миссия была рассчитана примерно на два года, но работа зонда растянулась на 15 лет. Его задачей было выявить глобальное взаимодействие между плазмой солнечного ветра и межзвездной средой на границе Солнечной системы. Миссию возглавляет Юго-Западный исследовательский институт (SwRI) в Сан-Антонио.

Космический аппарат создал свою первую карту гелиосферы уже в первый год после запуска и продолжает составлять карту всего неба каждые шесть месяцев. До этого считалось, что форма границ гелиосферы определяется именно характеристиками частиц солнечного ветра. Основная гипотеза предполагала, что ее пограничная часть достаточно протяженная. Данные, переданные зондом IBEX, опровергают эту точку зрения. Предел гелиосферы оказался очень узким, а его контуры, вероятно, определяются влиянием магнитного поля межзвездного пространства.

Аппарат известен также тем, что обнаружил плотную область частиц, которая была названа в честь него — «лента IBEX». Она возникает, когда переносимые солнечным ветром нейтральные атомы водорода взаимодействуют с магнитным полем Млечного Пути. Это создает вибрации или волны в поле лентовидной формы. Сейчас ученые изучают это явление, чтобы узнать больше о гелиосфере.

Ранее мы сообщали о том, как аппарат MAVEN испытал сбой в работе системы ориентации.

По материалам Space.