Космические телескопы будут наблюдать, как DART попадет в цель

26 сентября аппарат DART врежется в астероид Диморф в рамках эксперимента по изменению его орбиты. За этим будут наблюдать космические телескопы Hubblе, James Webb и еще некоторые космические аппараты.

DART попытается поразить астероид Дидим
Астероиды Дидим и Диморф. Источник: NASA/Johns Hopkins APL

Столкновение DART с астероидом

В понедельник, 26 сентября, космический зонд Double Asteroid Redirection Test (DART) врежется в астероид Диморф, который является спутником чуть большего астероида Дидим. Эта миссия была запущена в ноябре 2021 года, чтобы проверить, насколько эффективно можно изменять траекторию небесных тел столкновением с ними космических аппаратов.

Делается это для развертывания будущей системы отвлечения от курса астероидов, угрожающих Земле столкновением. Двойная система Дидим-Диморф к ним не относится, но по ней достаточно удобно оценивать эффективность таких мер.

Известно, что NASA будет вести специальную трансляцию этого события. В ней, вероятно, примет участие и камера Gecko, установленная на зонде DART. Ее разработала компания Dragonfly, основанная украинцем Максом Поляковым. Кроме того, наблюдение за столкновением будут осуществлять различные космические аппараты.

Hubble и James Webb увидят столкновение DART с астероидом

NASA собирается привлечь к наблюдению за столкновением DART с астероидом свои космические телескопы Hubble и James Webb. При этом следует помнить, что система Диморф-Дидим будет находиться в этот момент на расстоянии 11 млн км от Земли. И это, с определенной точки зрения, много, а с другой — мало.

Самый современный космический телескоп James Webb попытается отследить событие от начала до конца. Но он просто не предназначен для того, чтобы следить за движущимися объектами на таком небольшом расстоянии. Следить за столкновением ему будет немного сложно.

К тому же James Webb время от времени нужно наводиться на опорные звезды для проверки своего положения в пространстве. Поэтому он может пропустить сам момент столкновения. Но даже отслеживание того, что произойдет через несколько секунд после этого, будет интересным.

Старенький телескоп Hubble проблем с наведением на столь близкие цели не имеет. Но он в момент, когда DART попадет в цель, будет находиться с другой стороны Земли и начнет наблюдение через 15 минут после происшествия.

Другие наблюдатели

Помимо этого, непосредственно за столкновением будут наблюдать еще два космических аппарата. Вблизи за ним будет следить крошечный LICIA Cube, который DART оставил неподалеку от системы Дидим-Диморф. Изображения с него ожидают получить через три минуты после удара.

А с расстояния в два раза больше, чем между астероидами и Землей, за столкновением будет следить аппарат Lucy. Его запустили в октябре 2021 года для наблюдения за троянскими астероидами Юпитера. Однако он до сих пор совершает маневры вблизи Земли, чтобы набрать достаточную скорость.

Наконец, в 2026 году Европейское космическое агентство направит к паре Дидим-Диморф миссию Hera, чтобы посмотреть вблизи, к чему привело столкновение.