«Космическая полиция» открыла спящую черную дыру в соседней галактике

Международная группа экспертов объявила об открытии черной дыры, расположенной в соседней галактике. Любопытно, что до этого данная команда исследователей (неофициально называемая полицией черных дыр) несколько раз опровергала ложные сообщения других астрономов об обнаружении подобных объектов. Теперь же эксперты впервые сами нашли черную дыру.

«Спящая» черная дыра

Вновь найденная черная дыра получила обозначение VFTS 243. Она находится в Большом Магеллановом облаке — одном из ближайших соседей нашего Млечного Пути. VFTS 243 представляет собой черную дыру звездной массы. Ее масса превосходит массу нашего Солнца в девять раз. Такие тела образуются, когда массивные светила подходят к концу жизненного цикла и коллапсируют под действием собственной тяжести.

Система VFTS 243 в представлении художника. Источник: ESO/L. Calçada

VFTS 243 входит в состав двойной звездной системы. Ее соседом является горячая голубая звезда, чья масса в 25 раз больше солнечной. Однако, поскольку VFTS 243 не очень активно взаимодействует с компаньоном, из ее окрестностей не исходит поток высокоэнергетических рентгеновских лучей, наличие которых обычно и позволяет зарегистрировать черную дыру. Астрономы называют подобные черные дыры «спящими».

Обнаружение «спящих» черных дыр является чрезвычайно сложной задачей. Уже несколько раз бывали случаи, когда различные научные коллективы вначале объявляли о находке таких тел, но после выполненной независимыми исследователями перепроверки данных, признавали свои ошибки.

Богатая звездами область вокруг Туманности Тарантул в Большом Магеллановом облаке. Источник: ESO

Тем не менее в случае с VFTS 243 эксперты уверены, что речь действительно идет о черной дыре. Их выводы основаны на результатах шестилетних наблюдений Туманности Тарантул, выполненных при помощи спектрографа FLAMES (Fibre Large Array Multi Element Spectrograph), смонтированного на Очень Большом телескопе ESO.

Звездный коллапс без взрыва сверхновой

Открытие VFTS 243 важно тем, что позволяет предложить уникальную модель процессов, которыми сопровождается образование черных дыр. Дело в том, что среди астрономов идут дебаты о том, всегда ли процесс коллапса умирающей звезды сопровождается взрывом сверхновой.

Взрыв сверхновой звезды в представлении художника. Источник: Universe Today

Изучение системы VFTS 243 не выявило признаков предшествующего взрыва. Это является важным доказательством в пользу возможности прямого коллапса звезды в черную дыру, без образования сверхновой. В свою очередь это имеет огромное значения для лучшего понимания таких тел.

По словам ученых, они надеются, что их работа инициирует открытия других «спящих» черных дыр звездных масс, обращающихся вокруг массивных звезд. Согласно современным представлениям, в Млечном Пути и в Магеллановых Облаках должны существовать тысячи таких систем.