Космическая обсерватория SOHO сфотографировала свой собственный обломок

Во время изучения снимков, сделанных солнечной обсерваторией SOHO, астрономы обратили внимание на необычный яркий объект, появившийся в поле зрения ее камер. В ходе последующего анализа данных они пришли к выводу, что это пылинка, являющаяся фрагментом самого телескопа.

Странный объект был зафиксирован на снимках, сделанных 20 декабря 2022 года. Исследователи сразу поняли, что наткнулись на что-то удивительное. За 27 лет работы SOHO обнаружил тысячи околосолнечных комет. Однако странное тело было совершенно не похоже на одну из, сближающихся с нашим светилом, хвостатых гостий.

В дальнейшем ученые заключили, что в реальности объект находился не рядом с Солнцем, а рядом с самим телескопом. Это вывод основан на двух следующих фактах. Во-первых, если бы  тело действительно находилось в окрестностях Солнца, то с учетом яркости, его размер был бы сопоставим с одной из внутренних планет, и астрономы, разумеется, уже давно бы его заметили.

Во-вторых, это не могла быть яркая околосолнечная комета. Объект не демонстрировал никаких признаков комы или хвоста и, что еще более важно, резко «отвернул» от Солнца. Некоторые околосолнечные кометы действительно могут двигаться по искривленным траекториям — но это происходит не в такие короткие промежутки времени и не с таким драматическим изгибом.  Что касается версии с гипотетическим космическим кораблем, то столь радикально изменение ​​траектории на таком расстоянии и при таких размерах, мягко говоря, были бы натяжкой для физики — даже если это физика из научно-фантастического фильма.

По словам астрономов, все объясняется намного проще. Время от времени в SOHO попадают микрометеориты. Их удары выбивают скопления частиц из его теплозащитного экрана. Незадолго до появления объекта, камеры SOHO зафиксировали яркую полосу, соответствующую появлению такого скопления. Это значит, что в телескоп попал микрометеорит. Следовательно, загадочный объект, это на самом деле, небольшая пылинка (фрагмент теплозащиты), находившийся на расстоянии всего нескольких метров от него.

Что касается необычной траектории пылинки, то она, вероятно, объясняется силой Лоренца. SOHO обладает хоть и небольшим, но не пренебрежимо малым электромагнитным полем. Любая противоположно заряженная пылинка, проходящая поблизости, наверняка притянется к нему по кривой траектории.

Впрочем, поскольку снимок яркого объекта был сделан незадолго до Рождества, исследователи также допустили и альтернативное объяснение события. Но по их словам оно требует не научного, а магического мышления.

По материалам https://soho.nascom.nasa.gov