Космическая коллаборация: Hubble и James Webb создали самый красочный снимок Вселенной

NASA опубликовала одно из наиболее детальных изображений Вселенной. Оно было получено путем объединения данных, собранных в видимом и инфракрасном диапазоне телескопами Hubble и James Webb (JWST).

Грандиозное столкновение галактических скоплений

Снимок космического тандема демонстрирует структуру, известную под обозначением MACS0416. Она расположена на расстоянии 4,3 млрд световых лет от Земли и представляет собой пару галактических скоплений, которые находятся в процессе столкновения друг с другом.

Совместное изображение телескопов Hubble и James Webb, демонстрирующее столкновение двух скоплений галактик. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, J. Diego (Instituto de Física de Cantabria, Spain), J. D’Silva (U. Western Australia), A. Koekemoer (STScI), J. Summers & R. Windhorst (ASU), and H. Yan (U. Missouri)

Мультиспектральная съемка двух телескопов позволила раскрыть ряд деталей, которые до этого ускользали от взора астрономов. Среди них множество галактик за пределами скопления и россыпь фоновых источников, меняющихся со временем, что, вероятно, связано с эффектом гравитационного линзирования.

Для создания изображения самые короткие длины волн света были окрашены в синий цвет, самые длинные — в красный, а промежуточные — в зеленый. Широкий диапазон длин волн (от 0,4 до 5 мкм) позволил получить особенно яркий галактический пейзаж.

Эти цвета дают представление о расстоянии между галактиками: самые голубые галактики находятся относительно недалеко от нас и часто демонстрируют интенсивное звездообразование, что лучше всего видно приборам Hubble, в то время как более красные галактики, как правило, находятся на большем расстоянии и лучше всего обнаруживаются инструментами JWST. Некоторые галактики кажутся очень красными еще и потому, что в них содержится большое количество космической пыли, которая поглощает более голубые цвета звездного света.

«Чудовищная» звезда на краю Вселенной

Несмотря на всю свою красоту, снимок скопления был сделан с конкретной научной целью — поиска транзиентных объектов, которые резко меняют свою яркость с течением времени. В общей сложности, астрономы нашли 14 таких  объектов. Двенадцать из них расположены в трех галактиках, сильно увеличенных гравитационным линзированием и представляют собой отдельные звездные системы. Оставшиеся два события, скорее всего, являются сверхновыми.

Галактическое скопление MACS0416. На врезке показана звезда под названием Мотра. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, J. Diego (Instituto de Física de Cantabria, Spain), J. D’Silva (U. Western Australia), A. Koekemoer (STScI), J. Summers & R. Windhorst (ASU), and H. Yan (U. Missouri)

Среди обнаруженных астрономами транзиентов, особенно выделяется один. Он расположен в галактике, существовавшей через 3 млрд лет после Большого взрыва. Гравитация скопления усилила его свет в 4 тысячи раз, сделав возможным проведение наблюдения. Исследователи назвали его Мотра. По их мнению, он представляет собой звездную систему, состоящую из красного и голубого сверхгигантов.

Усиление света звезды в 4 тысячи раз необычно даже для столь массивного галактического скопления. Поэтому астрономы считают, что в нем поучаствовал еще один объект массой от 10 тысяч до миллиона солнечных, который выполнил роль дополнительной гравитационной линзы. Возможно, это шаровое звездное скопление.

По материалам https://esawebb.org