«Корова» оказалась «самым плоским» взрывом во Вселенной

Ученые обнаружили новую особенность удивительной сверхновой вспышки, которую открыли в 2018 году и назвали «корова». Они пришли к выводу, что этот взрыв был очень асимметричным. Преимущественно он происходил в одной плоскости.

«Корова» в представлении художника
«Корова» в представлении художника. Источник: phys.org

Что «корова» делает на небе?

Ученые из университета Шеффилда обнаружили удивительную вещь относительно гигантского взрыва, зафиксированного в 2018 году и получившего название «корова». Тогда они зафиксировали в галактике, удаленной от нас на 180 млн св. лет, вспышку, которую считали сверхновой.

Однако сразу астрономы заметили странные особенности этой вспышки. Она была ощутимо сильнее и сдвинута в синюю область спектра по сравнению с остальными сверхновыми, которые наблюдались до этого. Позже стало понятно, что и угасает она быстрее остальных подобных взрывов. А поскольку это событие получило обозначение AT2018cow и три последние буквы составили английское слово «корова», то именно так все подобные события стали называть.

В целом сегодня известно о 5 «коровах». И чем больше ученые их наблюдают, тем больше кажется, что они к обычным сверхновым отношениям не имеют. Кроме того, между собой они достаточно сильно отличаются, поэтому астрономы подозревают, что это не один, а несколько разных классов объектов, объединенных в категорию «быстрые синие оптические транзиенты».

«Самый плоский» взрыв во Вселенной

Собственно, новое открытие началось с попытки ученых с помощью телескопа, расположенного на острове Ла-Пальма, определить поляризацию первой известной «коровы». Так называется ситуация, когда колебания электромагнитных волн, которыми является свет, происходит в одной плоскости.

Изучая данные наблюдений AT2018cow, ученые пришли к выводу, что примерно 7 % всего света в ней было поляризовано. Это позволило реконструировать форму взрыва так, будто рассматривали его в телескоп с диаметром зеркала 625 км.

Оказалось, что взрыв имел форму диска диаметром, как у Солнечной системы. Ученые сравнивают его с пирогом. И это действительно удивительно, ведь ранее считалось, что «коровы» — это все же сверхновые, хотя и необычные. Однако до сих пор все взрывы были очень близки к сфере. По крайней мере дископодобных среди них не было.

Поэтому перед учеными стоит вопрос о том, чем же на самом деле является «корова». Они все же склоняются к тому, что это сверхновые. Просто перед смертью звезда образует вокруг себя диски из вещества. Или по каким-то причинам черная дыра и нейтронная звезда, которые рождаются в центре, таким образом разрушают остаток звезды.