Комета — первое разочарование года?

Астрономы до сих пор не могут определить, насколько яркой окажется осенью комета Цзыцзиньшань-ATLAS (C/2023 A3 Tsuchinshan-ATLAS), хотя большинство из них считает, что она будет хорошо видна невооруженным глазом. Зато первое «разочарование года» уже имеется — комета C/2021 S3 (PanSTARRS), вместо того, чтобы достичь седьмой звездной величины и стать легким объектом для небольших телескопов, «не дотянула» даже до 9-й. Сейчас она медленно движется по восточной части созвездия Змеи в направлении «хвоста» Орла, к началу утренних сумерек поднимаясь довольно высоко над горизонтом. Условия для ее наблюдений в наших широтах постепенно улучшаются.

Видимый блеск кометы определяется ее расстоянием от Солнца и Земли. Но если в случае последней действует простой закон «обратного квадрата» (поток энергии от источника, поступающий на единицу площади, обратно пропорционален квадрату расстояния до него), то наше светило влияет на «хвостатые звезды» очень своеобразным образом. Оно не только сильнее освещает их при приближении, но и нагревает, что приводит к усилению испарения летучих веществ в кометных ядрах и выделению газов. Поэтому в целом яркость комет оказывается обратно пропорциональной не квадрату гелиоцентрического расстояния, а четвертой степени. Но так бывает не всегда.

Дело в том, что при нагревании кометного вещества происходит не только испарение летучей компоненты. В его состав входит также определенное количество силикатов (грубо говоря, песка) и высокомолекулярной органики. Если их слишком много, они постепенно образуют на поверхности ядра кометы корку, которая, во-первых, защищает глубинные слои от нагрева, а во-вторых, замедляет высвобождение газообразных веществ.

Изображение кометы C/2021 S3 (PanSTARRS), полученное украинским астрономом Тарасом Приставским 21 февраля 2024 года с помощью 25-сантиметрового рефлектора с дистанционным доступом обсерватории Рио Уртадо Валье (Чили)

Чаще всего такая корка встречается на поверхности ядер короткопериодических комет, подлетавших к Солнцу уже много раз. Но и одного раза иногда бывает достаточно. Нечто подобное произошло с кометой C/2021 S3. Сейчас ее орбита имеет эксцентриситет больше единицы, то есть, двигаясь по ней, объект навсегда покинет Солнечную систему. Впрочем, по многим признакам эта комета уже побывала вблизи нашего светила, и поверхность ее ядра испытала его ощутимое влияние. Поэтому степень в формуле зависимости яркости от гелиоцентрического расстояния должна быть уже не -4, а примерно -2,5. Следовательно, ее максимальный блеск наблюдался не в начале марта, как утверждали предварительные расчеты, а примерно через неделю позже — ближе к пролету кометы около Земли на расстоянии 1,298 а.е. (194 млн км), который произойдет 15 марта.

29-30 марта комета PanSTARRS окажется среди звезд рассеянного скопления Collinder 399 в созвездии Лисички, известного также под названием «Вешалка». К сожалению, тогда ее наблюдениям будет мешать Луна, но телескопа с диаметром объектива свыше 15 см должно хватить, чтобы ее увидеть.

Положение кометы PanSTARRS среди звезд скопления Collinder 399 «Вешалка» утром 30 марта (в ночь с 29 на 30 марта на широте Киева комета взойдет на полчаса раньше Луны). Источник: Pete Lawrence

Напомним, что сейчас самой яркой «хвостатой звездой» на земном небе является комета Понса-Брукса (12P/Pons-Brooks), которую при условиях очень чистого и темного неба уже можно попытаться увидеть невооруженным глазом.