Особенности наблюдений в летний период

Летние ночи короткие. Об этом все мы хорошо знаем с детства. И самая короткая ночь выпадает на летнее солнцестояние — в этом году оно произойдет 21 июня. В этот момент Солнце сильнее всего удаляется к северу от небесного экватора, или же, в научных терминах, склонение центра солнечного диска достигает максимума.

Почему это способствует удлинению светового дня? Чем ближе небесное тело находится к северному полюсу мира, тем больше его видимый суточный путь по небу относительно той его части, которая «скрыта» под горизонтом. Это утверждение справедливо для Северного полушария нашей планеты. В Южном полушарии все наоборот. Для наблюдателей на экваторе горизонт делит круги суточного вращения светил ровно пополам во все времена года, поэтому день и ночь там всегда имеют одинаковую продолжительность.

Путь Солнца по небу для средних широт Северного полушария в летнее и зимнее солнцестояние, а также в равноденствия. Летом Солнце находится над горизонтом больше времени, чем под ним (на широте Киева — почти вдвое)

Сумеречная зона и «белые ночи»

Но, кроме удлинения собственно дня, «подъем» Солнца по эклиптике имеет еще одно интересное следствие. Все мы наблюдали такое явление, как сумерки. Астрономы знают, что оно имеет достаточно четкое численное измерение и позволяет оценить яркость неба в зависимости от того, насколько глубоко под горизонт погрузилось наше светило. Промежуток между его закатом и появлением первых звезд носит название «гражданские сумерки». За это время солнечный диск опускается под горизонт на 6°, и на улице еще достаточно света для ежедневной активности. Далее, на промежутке «глубин» Солнца от 6° до 12°, наступают навигационные сумерки, когда звезд становится видно достаточно, чтобы выбрать удобные для определения координат с помощью соответствующих инструментов, но все еще хорошо видны очертания наземных предметов. Наконец, до «глубины» 18° продолжаются астрономические сумерки, когда уже можно проводить большинство наблюдений, но цели для них лучше выбирать в южной части неба (если речь идет о наших широтах). Над северо-западной или северо-восточной частью горизонта в этот период можно заметить последние «блики» вечерней или соответственно первые лучи утренней зари.

Последовательные фазы утренних сумерек

В момент летнего солнцестояния склонение Солнца достигает 23,5°, следовательно, его удаление от северного полюса небесной сферы составляет 66,5°. Приблизительно на полградуса солнечный диск «поднимает» атмосферная рефракция — преломление света в земной атмосфере. Поэтому будем отталкиваться от величины 66°. Вычтем из этого числа 18°, определяющее астрономические сумерки, и получим 48° — именно на такой широте в Северном полушарии несколько дней в окрестностях 21 июня «полноценная» ночь фактически не наступает. Самый большой город Украины, через который проходит эта широта — Запорожье. Чем дальше на север, тем больше становится таких «астрономически-сумеречных» ночей. В Киеве они уже продолжаются с начала июня до 13-14 июля.

Еще на 6° севернее (54° — широта Минска) несколько дней не заканчиваются уже навигационные сумерки, а на 60-й широте — гражданские. Этот период принято называть «белыми ночами». Во время него можно наблюдать только самые яркие небесные тела – Луну, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, несколько звезд, имеющих блеск 0,5ᵐ или выше. На самом деле продолжительность такого периода в отдельно взятом городе или стране определяется уже не точными астрономическими расчетами, а местными традициями, предусматривающими даже празднование «начала белых ночей» и их «окончания». Астрономы же на все это время уходят в вынужденный отпуск или едут наблюдать на более южные обсерватории.

Земля в афелии и «суперлуние»

Какие небесные события приходятся на период киевских «почти белых ночей»? В середине июня перед рассветом будет ненадолго появляться Меркурий — всего на 10-15 минут до начала сумерек. В южных областях Украины его видно немного лучше. Его наибольшая западная элонгация произойдет 16 июня, и хотя ее угловая величина (23,2°) будет достаточно большой, из-за малого угла наклона меркурианской орбиты к горизонту в это время условия видимости планеты в наших широтах останутся неблагоприятными.

21 июня, как уже упоминалось, наступит летнее солнцестояние, а 29 числа Луна окажется в апогее своей орбиты — самой удаленной от Земли ее точке. Расстояние между центрами обоих тел составит 406 576 км. Из-за особенностей движения нашего естественного спутника этот его апогей также станет самым большим его удалением за весь 2022 год.

Но и наша планета тоже движется вокруг Солнца по эллиптической орбите. 4 июля она пройдет ее афелий, то есть удалится от Солнца на максимально возможное в нашу эпоху расстояние 1,0167 а.е. (152,1 млн км).

Все перечисленные события — кроме солнцестояния, о чем будет отдельная статья — очень сложно, а чаще невозможно наблюдать невооруженным глазом или даже с помощью астрономических инструментов. Но вечером 13 июля все же очень рекомендуем внимательно посмотреть на Луну. В этот день она пройдет перигелий, и не простой, а самый близкий в текущем году: от центра Земли ее будет отделять всего 357 263 км. Вскоре после этого она вступит в фазу полнолуния. Подобные совпадения журналисты любят называть громким термином «суперлуние», и здесь их можно только поддержать, поблагодарив за привлечение внимания публики к небесным явлениям.

Комета с «астероидным» номером

Июль текущего года отмечен появлением интересной кометы Уилсона-Харрингтона (4015 Wilson-Harrington) — одной из немногих, имеющих «астероидный» номер. Впервые ее сфотографировали астрономы Альберт Уилсон и Роберт Харрингтон на Паломарской обсерватории 19 ноября 1949 года, но число наблюдений оказалось недостаточным для точного определения орбиты, поэтому комету «потеряли». Через 30 лет известная исследовательница астероидов Элеанор Хелин обнаружила на фотопластинках слабый звездообразный объект, двигавшийся недалеко от Земли. На этот раз его траекторию удалось рассчитать с достаточной точностью, и когда ее «продлили» в прошлое — положения объекта неплохо совпали с загадочно исчезнувшей кометой Вильсона-Харрингтона.

Отпечаток с фотопластинки, отснятой на 48-дюймовом телескопе Паломарской обсерватории 19 ноября 1949 года, на котором была открыта комета Уилсона-Харрингтона

Орбита кометы имеет небольшой наклон к плоскости эклиптики (менее 3°). Период ее обращения составляет примерно 4 года и 3 месяца, а перигелий лежит немного внутри орбиты Земли. Следовательно, она может время от времени сближаться с нами, и если она при этом проявляет кометную активность, то есть формирует кому и хвост, то становится достаточно яркой и может наблюдаться в небольшие любительские телескопы. К сожалению, предсказать такую «активизацию» практически невозможно.

Появление кометы Уилсона-Харрингтона в текущем году не относится к удачным: в наших широтах она будет подниматься невысоко над южным горизонтом, а ее максимальное сближение с Землей состоится 20 июля до расстояния 0,399 а.е. (59,6 млн. км). Перед этим 9 июля «хвостатая гостья» пройдет в 6° севернее Юпитера, а 30 июля окажется в 8° севернее Марса. Далее она продолжит приближаться к Солнцу и пройдет перигелий 24 августа. На этом промежутке времени ее блеск может достичь 8-й звездной величины.

Из прочих заслуживающих внимания комет можно упомянуть C/2017 K2 (PanSTARRS), которая окажется в перигелии к концу года. В июле-августе она будет двигаться по созвездиям Змееносца и Скорпиона, а ее видимый блеск продолжит расти и даже может достичь 8-й звездной величины.

Планеты и метеоры летом 2022 года

Большие планеты этим летом появляются преимущественно во второй половине ночи, но с середины июля примерно в 11 часов вечера по киевскому летнему времени уже будет восходить Сатурн. Ближе к концу месяца к нему присоединятся Нептун и Юпитер, а в начале августа — Уран и Марс. Последние две планеты 2 августа окажутся в соединении, на небе их будет разделять менее чем полтора градуса.

Конец июля и август традиционно пройдут «под знаком» метеорных потоков: вначале это будут Южные и Северные δ-Аквариды с суммарной активностью на пике до 40 метеоров в час, а затем небо «заполонят» всем известные Персеиды (до 50 метеоров в час) и Цигниды.

Фотография Сатурна, сделанная космическим телескопом Hubble в 2001 году (тогда планета была повернута к нам южным полюсом)

14 августа состоится противостояние Сатурна. Шестая планета будет видна всю ночь, кульминируя около полуночи, ее блеск достигнет 0,3ᵐ. К Земле и Солнцу газовый гигант развернут своим северным полюсом, соответственно мы увидим северную сторону сатурнианских колец. А неделей позже в конфигурации противостояния окажется Веста (4 Vesta) — самый яркий астероид Главного пояса. В это время его яркость достигнет 6-й звездной величины, и на чистом темном небе люди с хорошим зрением смогут увидеть его невооруженным глазом.

27 августа Меркурий пройдет наибольшую восточную элонгацию на расстоянии 27,3° от Солнца. Несмотря на такую солидную удаленность, увидеть его в наших широтах будет чрезвычайно трудно: склонение планеты окажется на 12° меньше склонения дневного светила, поэтому они будут прятаться за горизонтом почти одновременно.