Кольца Сатурна исчезают: успейте их сфотографировать

Астрофотографы спешат сфотографировать кольца Сатурна как можно быстрее, поскольку после этого лета они исчезнут из нашего поля зрения. Вскоре кольца Сатурна станет труднее увидеть. Наклон газового гиганта вскоре сделает кольца практически невидимыми для наблюдателей на Земле. Но проблемой станут не только углы. Новые исследования показывают, что они буквально исчезают.

Портрет Сатурна. Источник: NASA/JPL/Space Science Institute

Наиболее насущной проблемой являются углы. До августа кольца Сатурна наклонены вниз под углом 9 градусов в оппозиции, что делает их очень четкими и легкими для наблюдения. Однако в следующем году наклон сместится лишь на 3,7 градуса. К 2025 году они почти полностью исчезнут из поля зрения Земли, поскольку с этой точки края колец будут находиться в лобовом столкновении.

Пройдет много времени, прежде чем кольца снова станут видимыми и вернутся к тому состоянию, в котором находятся сейчас. Они продолжат наклоняться к своему максимуму в 27 градусов до 2032 года, а затем медленно вернутся обратно в течение следующих десяти с лишним лет.

Сатурн
В течение следующих нескольких лет кольца Сатурна будут выглядеть «разглаженными» при наблюдении с Земли, из-за чего их будет сложнее увидеть и сфотографировать

К счастью, перед тем как все это произойдет, кольца Сатурна впервые станут самыми яркими и заметными в следующем месяце. Как сообщает Sky at Night, 27 августа 2023 года Сатурн достигнет оппозиции — точки, где он лежит прямо напротив Солнца относительно Земли. Следовательно, будет самым ярким и самым высоким. Следующие летние ночи дадут астрофотографам лучшие шансы сфотографировать яркие кольца с Земли.

Постепенное исчезновение

В серии исследований, которые используют данные космического аппарата Cassini, ученые считают, что кольца Сатурна, вероятно, начнут исчезать, об этом сообщает CNN. Несмотря на то, что кольца относительно молодые, с космической точки зрения, в Солнечной системе есть доказательства того, что планетарные кольца не вечны и на самом деле довольно быстро исчезают.

Впечатление художника о том, как Сатурн может выглядеть спустя 100 миллионов лет
Представление художника о том, как Сатурн может выглядеть спустя 100 млн лет. Внутренние кольца постепенно исчезают, выпадая «дождем» на планету. Изображение: NASA/Cassini

«Мы показали, что массивные кольца Сатурна на самом деле существуют недолго. Можно предположить, что относительно небольшие кольца вокруг других ледяных и газовых гигантов нашей Солнечной системы — это остатки колец, которые когда-то были массивными, как у Сатурна. Возможно, когда-то в недалеком будущем, с астрономической точки зрения, после того, как кольца Сатурна измельчатся, они будут больше похожи на разреженные кольца Урана», — сказал Пол Эстрада, научный сотрудник Исследовательского центра NASA им. Эймса и соавтор всех трех исследований, в своем заявлении в начале этого года.

Ученые все еще оценивают данные, чтобы определить фактический возраст колец Сатурна, что также поможет им понять, когда они могут исчезнуть, но есть свидетельства того, что их нынешняя яркость достигла пика, и дальше будет только снижаться. Конечно, этот путь вниз может занять миллионы лет.

Проверьте, что вы знаете о Сатурне?