Китайский спутник уличили в шпионаже

Китайский спутник TJS-3 занимается слежением за аппаратами на геостационарной орбите. Об этом свидетельствуют результаты наблюдений спутниковых споттеров.

Источник: iStockphoto

TJS-3 был запущен в 2018 году. По официальной версии, это экспериментальный спутник связи. Через некоторое время после выхода на геостационарную орбиту он выпустил субспутник. Возможно, он использовался для проверки возможностей TJS-3.

Как свидетельствуют орбитальные данные, за последние месяцы TJS-3 совершил несколько близких «визитов» к коммуникационным аппаратам, принадлежащим Космическим силам США. В частности, 31 октября 2022 года TJS-3 приблизился на расстояние в 6,2 км к спутнику USA 233. Аналогичного «рандеву» удостоился и спутник USA 298.

Подобные визиты возможны в силу специфики геостационарной орбиты. Находящиеся на ней аппараты движутся со скоростью, совпадающей со скоростью вращения нашей планеты вокруг своей оси. В результате они постоянно находятся над одной и той же точкой земной поверхности. В то же время при необходимости перейти на другую позицию геостационарному аппарату достаточно изменить высоту орбиты всего на несколько десятков километров. В этом случае он начинает относительно медленно дрейфовать по орбите. В случае со спутниками-шпионами это дает им возможность провести разведку других аппаратов. Например, сфотографировать их или попытаться перехватить сигналы.

Напомним, что это уже далеко не первые орбитальные «кошки-мышки» с участием американских и китайских спутников. Схожий инцидент произошел в июне 2022 года. В нем приняли участие американский спутник-инспектор USA 270 и китайские аппараты «Шиянь-12-01» и «Шиянь-12-02.

По материалам https://www.space.com.