Китайский марсоход нашел следы наводнения на Марсе

Анализ данных, собранных китайским марсоходом «Чжужун», позволил выявить несколько слоев материала, расположенных под поверхностью равнины Утопия. По мнению ученых они остались после наводнений, происходивших в этом регионе миллиарды лет назад.

Карта равнины «Утопия» с нанесенным путем марсохода «Чжужун». Источник: Nature (2022). DOI: 10.1038/s41586-022-05147-5

Ровер «Чжужун» совершил посадку на Красную планету в мае 2021 года. С тех пор он проехал свыше 1100 метров по равнине Утопия, изучая окружающую местность и грунт. Научное оснащение марсохода включает в себя радар, позволяющий картографировать слои, лежащие на глубине от 3 до 10 метров. У «Чжужуна» также есть устройство, которое может посылать низкочастотные радиоволны на глубину до 100 метров (правда его разрешение намного ниже, чем у радара).

В ходе изучения, собранных этими устройствами данных, группа исследователей из Китайской академии наук выявила, по меньшей мере, два слоя материала, расположенных под поверхностью равнины Утопия. Первый находится на глубине от 10 до 30 метров, второй — на глубине от 30 до 80 метров.

По словам исследователей, это следы двух мощных наводнений. Первое произошло примерно 3 млрд лет назад. Принесенные им мелкие камни осели на более крупные, что и сформировало более глубокий слой. Второй слой сформировался аналогичным образом 1,6 млрд лет назад.

Стоит отметить, что для образования подобных слоев потребовались бы достаточно мощные наводнения, способные нести большие камни. Предыдущие исследования показали, что в этот период времени на Марсе наблюдалась повышенная ледниковая активность. Ученые также обращают внимание на то, что они не нашли никаких свидетельств вулканической активности в соответствующую эпоху, которая могла бы привести к созданию любого из слоев.

Ранее мы рассказывали про созданную ESA карту, на которой отмечено положение залежей минералов на Марсе, имеющих водное происхождение.