Китайский космический буксир устроил «похороны» на орбите

Китайский аппарат SJ-21 состыковался с находившимся на геостационарной орбите навигационным спутником Compass G2, после чего увел его на орбиту захоронения.  Это говорит о том, что в распоряжении Поднебесной есть космические буксиры.

Космический буксир MEV (концепт). Источник: Northrop Grumman

Compass G2 был запущен в 2009 году и являлся одним из первых спутников навигационной системы «Бэйдоу». Аппарат вышел из строя до того, как ЦУП успел перевести его на орбиту захоронения. Она расположена на 200-300 км выше позиций геостационарных спутников и является «кладбищем» для отработанной космической техники.

В свою очередь аппарат SJ-21 находится в космосе с октября прошлого года. В ноябре наблюдатели зафиксировали, что он выполнил несколько маневров вокруг неидентифицированного объекта (по одной из версий, это был выпущенный SJ-21 субспутник, по другой — оставшийся после запуска разгонный блок). После этого американские военные выдвинули предположение, что аппарат отрабатывал маневры для «обмана» наземных средств слежения.

Но, судя по всему, целью ноябрьских маневров была отработка процедуры сближения с космическими аппаратами. Об этом свидетельствуют события, произошедшие 22 января. В тот день занимающаяся отслеживанием спутников и фрагментов космического мусора компания ExoAnalytic Solutions зафиксировала изменение положения SJ-21. Он начал приближаться к Compass G2. В тот момент, когда SJ-21 находился вне зоны видимости телескопов, он пристыковался к Compass G2 и увеличил высоту его орбиты. Затем SJ-21 отделился от Compass G2 и вернулся на  окологеостационарную орбиту.

Все эти операции соответствуют поведению космического буксира — аппарата, предназначенного для продления срока службы старых спутников и их увода на орбиту захоронения. Ранее Китай не афишировал наличие у себя подобных аппаратов. Еще одна интересная особенность ситуации заключается в том, что SJ-21 поднял высоту перигея Compass G2 на 290 км, а апогея — на целых 3100 км выше геостационарной орбиты. Как правило, орбита «захораниваемых» спутников близка к круговой. На данный момент непонятно, было ли это изначальным планом, или же управляющие SJ-21 специалисты допустили какую-то ошибку при выполнении маневров.

Помимо SJ-21, в космосе сейчас находятся два космических буксира — MEV-1 и MEV-2, построенных компанией Northrop Grumman. Они удерживают на заданных геостационарных позициях спутники Intelsat 901 и Intelsat 10-02, которые практически исчерпали собственные запасы топлива. В 2024 году компания планирует запустить более сложный аппарат MRV. Он сможет обслужить сразу несколько спутников.

Напомним, что недавно мы также писали о необычных маневрах китайского зонда «Чанъэ-5», который вышел на дальнюю ретроградную орбиту вокруг Луны.

По материалам https://breakingdefense.com