Китайская метановая ракета впервые вывела груз на орбиту

Частная китайская компания Landspace сумела впервые в истории вывести груз на орбиту при помощи метановой ракеты «Чжуцюэ-2». Она также анонсировала планы по созданию стального носителя с многоразовой первой ступенью.

Пуск ракеты «Чжуцюэ-2». Источник: Landspace

«Чжуцюэ-2» представляет собой ракету-носитель среднего класса. Ее длина составляет 49,5 метров, диаметр — 3,35 метра.  Она может вывести до шести тонн груза на 200-километровую низкую околоземную орбиту  и до четырех тонн на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту. Она использует метан в качестве горючего и жидкий кислород в качестве окислителя.

Первый пуск «Чжуцюэ-2» состоялся в декабре 2022 года и завершился аварией. Во второй раз ракета отправилась космос в июле 2023 года. В этот раз все прошло благополучно. Второй ступени «Чжуцюэ-2» удалось развить первую космическую скорость и выйти на орбиту. Поскольку пуск носил демонстрационный характер, на ее борту не было никакой полезной нагрузки.

Этот успех позволил Landspace осуществить запуск с реальным грузом. Он состоялся 8 декабря. «Чжуцюэ-2» успешно вывела на орбиту три спутника. Таким образом, она стала первой в истории метановой ракетой, которой покорилось это достижение.

Многоразовая китайская ракета

Landspace также объявила о планах по созданию более мощной ракеты «Чжуцюэ-3». Она будет состоять из двух ступеней, первая из которых является многоразовой, и иметь корпус из нержавеющей стали.

Согласно презентации компании, длина «Чжуцюэ-3» составит 76,6 метра, диаметр — 4,5 метра, масса — 660 тонн в заправленном состоянии. Ракета сможет вывести на низкую орбиту до 21 тонны груза в одноразовой конфигурации, до 18,3 тонны при условии посадки первой ступени вдоль ее траектории полета и до 12,5 тонны при условии возврата ступени на космодром.  На данный момент, первый пуск «Чжуцюэ-3» запланирован на 2025 год.