Китай хочет получить на космической станции растения-мутанты

Китайский космический корабль «Шэньчжоу-16», полетевший в космос в конце мая, привез на космическую станцию «Тяньгун» более 100 видов семян. Экипаж планирует заняться выращиванием растений с целью получения мутантов, которые будут обладать полезными свойствами.

Китайці готуються отримати рослини-мутанти
Китайцы готовятся получить растения-мутанты. Источник: www.scmp.com

Груз «Шэньчжоу-16»

Китайские астронавты планируют получить на борту станции «Тяньгун» растения-мутанты. Такую возможность предоставил им космический корабль «Шэньчжоу-16», который пристыковался к станции еще 30 мая. Тогда вместе с экипажем на борт были доставлены материалы для различных научных экспериментов.

Одними из них были образцы генетических материалов, которых на станцию было доставлено 136 видов. Согласно заявлению Китайского агентства пилотируемых полетов их предоставили 53 научные организации, занимающиеся сельским хозяйством, генетикой и биотехнологиями.

Всего на станцию попали семена 47 сельскохозяйственных культур, 12 из которых являются зерновыми и еще 28 — техническими. 76 видов семян относятся к лесным и полевым растениям, цветам и лекарственным травам. Остальные 13 видов генетического материала — к грибам и микроорганизмам, в том числе таким, которые используются в промышленности.

Астронавты попытаются не просто вырастить все эти виды, но и получить несколько поколений в условиях повышенной радиации и невесомости. Считается, что таким образом можно получить растения-мутанты с ценными свойствами, например, высокой урожайностью или устойчивостью к засухе и холодам.

Зачем нужны растения-мутанты?

Китай проводит эксперименты с выращиванием живых организмов на орбите с конца 1980-х. Эксперименты с растениями также неоднократно проводили СССР и США. Этот процесс сам по себе интересен, ведь в будущем космическим поселенцам придется выращивать для себя еду самостоятельно.

И главной преградой здесь станет низкая гравитация и повышенный радиационный фон. Первая может нарушать развитие растений и животных, которые эволюционировали в условиях постоянной силы тяжести. Вторая же вообще может разрушить ДНК и сделать семена неспособными к развитию.

Однако именно влияние радиации и интересует ученых больше всего. Ведь для искусственного отбора нужны растения-мутанты, которые появляются не так часто. Здесь же их можно получить относительно много, особенно если не иметь страха, связанного с голливудскими фильмами.