Кислород на комете Чурюмова-Герасименко выходит из внутреннего резервуара

Кислород в выбросах из кометы Чурюмова-Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko) не свидетельствует о большом количестве этого элемента в ее составе. Он выходит из двух резервуаров в глубине кометного ядра. Пока неизвестно, как они образовались.

Комета Чурюмова-Герасименко, на которой нашли кислород
Комета Чурюмова-Герасименко, на которой нашли кислород. Источник: Scitechdaily.com

Откуда на комете Чурюмова-Герасименко кислород

Ученые из Лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса опубликовали статью, в которой установили, что присутствие кислорода в потоках газа из кометы Чурюмова-Герасименко не обязательно свидетельствует о том, что этого элемента действительно много в ее составе. Так они решили загадку, возникшую в результате исследования этой «космической гостьи».

Ученые проанализировали, как изменяется содержание различных элементов в газах кометы по мере того, как ее ядро вращается вокруг собственной оси. При этом освещенным солнцем оказывается то одно, то другое «полушарие». Ожидалось, что содержание в «выхлопе» кислорода будет связано с водой в нем. Это было бы логично, учитывая, что это вещество считалось его источником.

Однако в процессе того, как комета вращалась, количество воды постепенно уменьшалось, а количество кислорода оставалось почти неизменным. Он оказался «привязан» к оксидам углерода. Это помогло ученым разобраться в его появлении на комете.

По их мнению, кислород содержится в двух резервуарах, один из которых находится у ядра кометы, а второй, меньший, непосредственно под поверхностью. И главным источником выступает именно внутренняя полость, наполненная смесью кислорода, монооксида и диоксида углерода.

Загадка кометы Чурюмова-Герасименко

Новые исследования позволяют объяснить несоответствие, которое уже несколько лет мозолит глаза астрономам. Дело в том, что кислород — не такой уже и распространенный элемент во Вселенной. И такого его количества в составе кометы просто не может быть. Во всяком случае, если он образуется из воды.

Новое исследование позволяет немного прояснить ситуацию. Большого количества воды и кислорода на комете Чурюмова-Герасименко может и не быть. Каким бы огромным ни был внутренний резервуар, количество кислорода в нем относительно невелико, просто его выделяется сразу много.

Правда, на этом понятные вещи заканчиваются. Оксиды углерода могли попасть внутрь кометы только из богатой ими части газово-пылевого протопланетного облака. Как это произошло и почему кислорода в составе туманности было настолько много, остается загадкой.