Камера темной энергии сфотографировала галактику с «гранд-дизайном»

Сотрудники Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили опубликовали новое изображение, полученное при помощи Камеры темной энергии (DECam). В его левой части можно увидеть галактику NGC 5364.

Галактика NGC 5364 (левая часть кадра). Источник: Dark Energy Survey/DOE/FNAL/DECam/CTIO/NOIRLab/NSF/AURA

NGC 5364 расположена на расстоянии 54 млн световых лет от Млечного Пути по направлению к созвездию Девы. На первый взгляд, она выглядит как обычная спиральная галактика — разве что, ее ядро довольно тусклое по сравнению со спиральными рукавами, что говорит о низкой скорости звездообразования в этом регионе.

Но это не совсем так. Дело в том, что NGC 5364 относится к довольно редкой разновидности спиральных галактик с «гранд-дизайном». Такие объекты характеризуются наличием мощных, ярко выраженных и хорошо оформленных рукавов, которые отчетливо исходят из их центра. Считается, что порядка 10% от всех спиральных галактик относятся к данному типу. Благодаря своей «идеальной» структуре они считаются архетипом спиральных галактик.

Однако NGC 5364 все же не так совершенна, как следует из названия. По сравнению с другими «гранд-дизайнами», ее рукава на самом деле аморфны и асимметричны. Предполагается, что это искажение вызвано приливными взаимодействиями с близлежащей линзовидной галактикой NGC 5363, которая видна на этом снимке как нечеткое пятно под NGC 5364. Воздействие гравитации привело к перемещению звезд и газа внутри спиральных рукавов NGC 5364 и деформации ее общей формы.

Сделавшая снимок NGC 5364 Камера темной энергии, является одним из наиболее совершенных астрономических инструментов современности. Она собирает свет, отраженный 4-метровым зеркалом телескопа Виктора Бланко, и пропускает его через свои внутренности, включая метровую корректирующую линзу. Затем он улавливается сеткой из 62 устройств с чрезвычайно чувствительными ПЗС-матрицами. Они позволяют DECam создавать подробные изображения слабых астрономических объектов и выявлять тонкие закономерности космической структуры, вызванные влиянием темной энергии и темной материи.

По материалам https://noirlab.edu