Какой материал будет лучше защищать от радиации на Марсе

Ученые исследовали, какой материал из доступных марсианским экспедициям будет лучше защищать от радиации. Они проверили марсианские породы, алюминий, пластики и водяной лед. Последний оказался самым лучшим вариантом.

База на Марсе
Концепт базы на Марсе. Источник: NASA

Что будет защищать астронавтов на Марсе от радиации

Ученые из Blue Marble Space Institute of Science решили проверить, какой материал из доступных на Марсе будет лучше защищать от радиации людей и технику, которые туда прибудут. Для этого они создали электронную модель тела человека, находящегося под защитным слоем, который образует стенка марсианской базы и условия на другой стороне.

В статье, опубликованной в Acta Astronautica рассмотрели, какой из материалов предотвращает поражение человека радиацией. Лучшим для этих целей на Красной планете, по мнению ученых, будет водяной лед. Он содержит много ионов водорода, хорошо задерживающих высокоэнергетические частицы. Именно его предлагают в качестве основного материала для защиты марсианской базы.

Реголит также оказался достаточно эффективным, хотя он и уступает по своим свойствам воде. Из него предлагают производить дополнительный защитный слой. А вот алюминий показал очень умеренную способность задерживать радиацию. Однако, в отличие от предыдущих материалов, из него можно делать несущие конструкции.

Алюминий относительно несложно извлечь из самых марсианских пород, так что его не нужно везти с Земли. Также в почве Красной планеты достаточно углерода для изготовления пластиков и композитов на их основе, но эти материалы радиацию практически не задерживают.

Почему радиация на Марсе — сложный вопрос

И Соединенные Штаты, и Китай объявили, что в следующем десятилетии планируют отправить людей на Марс. Однако Красная планета очень недружественна к здоровью человека. В частности, проблемной остается ситуация с практически отсутствующим магнитным полем, которое не может защитить от радиации.

Магнитное поле Марса
Магнитное поле Марса вряд ли сможет защитить от радиации

Из-за этого на небесном теле, которое находится дальше от Солнца, чем наше планета, за год можно получить дозу в 244 миллизиверта, что гораздо больше тех 6-7, которые мы получаем на Земле. Окончательно неизвестно, является ли эта планета сейсмически мертвой. Если активизировать недра Марса не удастся, придется, как и на Луне, полагаться на антирадиационные материалы. И они должны быть необычными.

В таких случаях мы полагаемся на что-то очень плотное, например, свинец и сталь. Однако везти эти материалы с Земли в достаточном количестве невозможно, а добывать на месте тяжело. Вот и приходится придумывать, как защитить марсианский город с помощью материалов, которые для этого не предназначены.