Просто о сложном | Какие сокровища скрывают в себе астероиды

Благодаря стараниям журналистов и ученых большинство людей привыкло бояться астероидов, потому что какой-то из них может врезаться в Землю и стать причиной вымирания.

Но более смелые и образованные люди уже давно поняли, что астероиды — это в первую очередь прекрасный источник разнообразных ресурсов. Кое-кто даже мечтает о том, как начнет эти ресурсы добывать и благодаря этому станет самым богатым человеком в Солнечной системе. Однако и здесь уже появилось огромное количество мифов, которые чаще всего имеют мало общего с реальностью, поэтому разберемся, какие реальные сокровища можно найти на астероидах.

Какие химические элементы содержат астероиды

1. Дороже платины

Когда люди говорят о ценностях, которые можно найти на астероидах, то в первую очередь представляют себе золото. Оно на «космических камнях» действительно есть. Однако специалисты в этом плане значительно чаще вспоминают платину, которая, во-первых, дороже, а во-вторых — ее присутствие на небесных телах доказано увереннее. Например, в 2015 году мимо Земли пролетел астероид 2011 UW158, в котором содержалось этого металла на 5,4 млрд долларов.

Однако в астероидах есть и кое-что гораздо более ценное. Речь идет о металлах, которые на нашей планете встречаются еще реже, чем платина. Например, родий, который в 6,5 раза дороже ее.

2. Как заработать на материалах для космических кораблей?

В современном мире ценность тех или иных материалов прежде всего определяется тем, что из них можно изготовить. Поэтому не стоит пренебрегать возможностью добывать на астероидах алюминий, железо, никель и кобальт. В отличие от платины и родия, их наличие в составе «небесных камней» не просто возможно — мы точно знаем, что они там есть, и даже в большом количестве.

Никель и кобальт в сочетании с железом обычно используются для получения сплавов, очень устойчивых к высокой температуре и механическим нагрузкам. Именно поэтому они являются основой любой авиакосмической техники. Также для производства жаростойких сплавов используются магний и алюминий, которых тоже немало на астероидах.

3. Почему вода такая дорогая?

На самом деле в космосе настоящим сокровищем могут быть не только редкие металлы. Простая вода там тоже имеет огромную ценность, потому что в ней нуждаются и люди, и растения. Да и различные технологические процессы производства всего, что необходимо для жизни, часто требуют ее в больших количествах.

В космосе невозможно просто сделать скважину или отвод от реки. Вообще на большинстве небесных тел вода — редкость. Именно поэтому ледяные астероиды, которые нетрудно найти в более отдаленных от Солнца, чем Земля, областях Солнечной системы, могут принести тому, кто их будет разрабатывать, настоящее богатство. Главной проблемой в этом случае будет доставка полученной воды к конечным потребителям.

4. Кому нужен углерод?

Еще один элемент, которого вдоволь на астероидах и который обычно недооценивают, — углерод. Он существует там в виде как неорганических, так и органических соединений. Пробы почвы с астероида Рюгу показали, что на нем есть все 20 основных аминокислот, алифатические амины, карбоновые кислоты и ароматические углеводороды.

Все эти вещества очень распространены на Земле. Однако в космосе они встречаются реже, чем вода. Поэтому их туда надо везти с нашей планеты. Запуск каждого килограмма груза на орбиту (тем более — на межпланетную траекторию) стоит чрезвычайно дорого. А органика нужна не только для того, чтобы выращивать пищу: все современное производство пластиков базируется именно на ней.

Какие астероиды разрабатывать выгоднее всего

5. Так ли уж нелепы силикаты?

По большей части астероиды состоят не из перечисленных выше веществ, а из силикатов — соединений элемента кремния (силикона). Последние довольно похожи на граниты, базальты и другие горные породы, которые на Земле мы привыкли называть просто камнями.

Но в космосе нет ничего дешевого. Из-за того, что он пуст, практически все приходится привозить с Земли. Именно поэтому все вещества, которые можно «найти на месте» и использовать, являются сокровищем.

Силикатные породы астероидов пригодятся, когда придется строить гигантские космические станции. Ведь их можно переплавлять на строительные материалы и изделия, для доставки которых с Земли не хватило бы никаких ракет.