Аппарат Dawn передал новые изображения кратера Оккатор

Космические технологии Новости астрономии, астрофизики и космологии

21 июня космический аппарат Dawn выполнил последний запланированный маневр и отключил свой ионный двигатель. По словам специалистов миссии, если все пройдет по запланированному сценарию, больше им никогда не придется пользоваться. Сейчас Dawn находится на весьма вытянутой орбите, перицентр которой проходит на высоте всего 35 км от поверхности Цереры. Это дает ученым уникальную возможность увидеть главные достопримечательности карликовой планеты с беспрецедентными деталями.

Dawn уже успел передать на Землю ряд снимков, сделанных со своей финальной орбиты. В их числе — изображения дна кратера Оккатор, известного благодаря характерным ярким пятнам. По мнению ученых, они образовались в результате криовулканической активности, когда на поверхность была выброшена смесь из водяного льда и гидрокарбонатов и карбонатов натрия (соды). Впоследствии лед испарился, и остались лишь яркие отложения солей.

Кратер Оккатор. Источник: NASA / JPL-Caltech / UCLA / Max Planck Institute for Solar System Studies / German Aerospace Center / IDA / Planetary Science Institut

Аппарату удалось получить детальные изображения яркого образования в центре Оккатора, известного под названием «пятна Цереалий» (Cerealia Facula), а также группы пятен в восточной части кратера (Vinalia Faculae). Ученые надеются, что снимки помогут выяснить, откуда именно была выброшена смесь воды и соды. Был ли это мелкий подповерхностный соленый резервуар, или же источник находился глубоко в недрах Цереры?

Помимо фотографий, Dawn также собирает спектры поверхности ближайшей карликовой планеты. Эти данные позволят уточнить ее химический и минеральный состав, что, в свою очередь, поможет ответить на вопрос, как и где она сформировалась — в Главном поясе астероидов или же в дальних регионах Солнечной системы.

По оценкам специалистов, остатков горючего — гидразина в баках двигателей системы ориентации — зонду хватит примерно до сентября (плюс-минус один месяц). Когда аппарат исчерпает все его запасы, он потеряет возможность контролировать свое положение в пространстве и поддерживать связь с Землей, на чем его миссия завершится.