Как заработать на сладкой жизни в космосе

Обычно перед космическим бизнесом ставят задачу сделать что-то полезное для людей на Земле. Однако вполне возможно, что в будущем окажется выгоднее работать для тех, кто будет жить в космосе. Главное — чтобы эта жизнь была слаще.

«Сладкая жизнь» в космосе
Сладкая жизнь в космосе

Космическое виноделие

В первой части этой статьи речь шла о спутниках наблюдения и связи, которые являются основой космического бизнеса сейчас. Во второй мы рассказывали о добыче полезных ископаемых в космосе и переносе туда промышленности.

Однако вполне возможно, что он может дать людям нечто большее, чем редкие химические соединения, экзотические сплавы и изделия на их основе. Это будут услуги, которые невозможно получить на Земле и которые способны значительно улучшить и даже полностью изменить нашу жизнь.

Одна интересная бизнес-идея касается вина. Человечество производит его тысячи лет, однако до сих пор не выяснило, как ускорить процесс выдержки, чтобы при этом не ухудшилось качество продукта. Специалисты из проекта Vitis Vinum in Spatium Experimentia недавно попытались доказать, что космос в этом плане вполне способен нам помочь. Они отправили несколько бутылок с молодым вином на МКС, где они пробыли почти полгода. А когда бутылки вернулись, ученые сравнили их содержимое с контрольным напитком, который хранился на Земле. Они заметили различия как в его цвете, так и во вкусе. Напиток был такой, будто выдерживался по крайней мере вдвое дольше, чем на самом деле.

Бутылки с вином во время эксперимента в космосе были в таких цилиндрах
Бутылки с вином во время эксперимента в космосе были в таких цилиндрах. Источник: phys.org

Поэтому вполне возможно, что орбитальное виноделие также станет выгодным бизнесом в будущем. Тем более, что сейчас полным ходом идут эксперименты по выращиванию растений на орбите. Если таким образом удастся культивировать виноград — сырье для «небесного вина» даже не придется завозить с Земли.

Туризм

Еще более перспективной отраслью космического бизнеса может стать туризм. Одна из самых больших потребностей современных людей, которые не голодают, относительно редко умирают от болезней и живут в безопасных городах, где не надо ежедневно бороться за выживание, является недостаток впечатлений. Именно за ними люди едут в туристические путешествия.

Но наш мир становится все лучше обустроенным. Страны, которые в прошлом веке считались экзотическими, теперь мало отличаются от Европы и Северной Америки по качеству жизни. Дикая природа и древности все больше остаются в искусственных резервациях. Мест, где можно пережить действительно уникальные впечатления, все меньше и меньше.

И именно это делает космический туризм такой привлекательной отраслью. Сама только невесомость неограниченное количество времени является практически недоступной на Земле вещью. Что уж говорить о взгляде на нашу планету с орбиты, за который люди готовы выложить миллионы долларов.

Virgin Galactic — компания, развивающая космический туризм

Сейчас космический туризм вышел за пределы чисто теоретических размышлений, компании Virgin Gallactic и Blue Origin уже начали более-менее регулярные суборбитальные полеты. Однако люди рано или поздно захотят чего-то большего, чем просто несколько минут невесомости и потрясающих видов.

Значительно больше на будущее туристического бизнеса похожи предложения компании Axiom Space. В начале 2024 года ее клиенты уже в третий раз должны полететь на Международную космическую станцию на корабле компании SpaceX. В будущем таких путешествий может стать намного больше. Вполне возможно, что и китайская станция «Тяньгун» также начнет принимать частных посетителей.

Однако эти станции никогда специально не создавались для того, чтобы принимать туристов. Уже достаточно давно существует идея строительства орбитального отеля, где не будут заниматься ничем, кроме обслуживания людей, которые хотят от космоса новых впечатлений и для которых там будут созданы все условия. Потенциально он может приносить сотни миллионов долларов прибыли в год.

Экипаж третьей миссии Axiom Space
Экипаж третьей миссии Axiom Space. Источник: SpaceX

Однако и это будет только началом. По мере освоения Луны, Марса и других тел Солнечной системы будут появляться возможности коммерческих путешествий туда. Там уж точно каждый сможет найти множество впечатлений, которые невозможно пережить на Земле.

Чем дальше люди будут продвигаться от Земли, тем больше будет возможностей для развития космического туризма. Причина не только в том, что будут становиться доступными новые локации для посещения, но и в новых возможностях для путешествий — больших и быстрых межпланетных кораблях. И здесь различные отрасли космической экономики вполне могут перейти к стимулированию друг друга. Ведь наличие кораблей и станций, которое смогут обеспечить космическое горное дело и промышленность, будет создавать возможности для посещения космоса большим количеством людей. А больше туристов будет означать больше заказов для промышленности, и в какой-то момент она выйдет на высокий уровень доходов.

Насколько прибыльным может быть строительство в космосе?

Еще один вид космической деятельности обычно не упоминают в разрезе прибыльного бизнеса будущего. На Земле строительство является одним из самых надежных видов предпринимательства для тех, кто мыслит на годы вперед. Однако в космосе эта деятельность пока кажется лишь огромной пропастью, в которую будут бросать миллионы и миллиарды долларов.

А все потому, что ни один из вышеуказанных бизнесов невозможно развивать, не создав пригодный для этого объем пространства. Сейчас это еще одна огромная преграда на пути развития космического предпринимательства. Но в будущем все может измениться. Причем произойдет это не столько из-за применения новых технологий (например, надувных конструкций или строительных 3D-принтеров), сколько благодаря тому, что мы вместо земных материалов начнем использовать местные.

Жизнь в космосе
Жизнь в космосе. Источник: www.environmentandsociety.org

Именно необходимость сначала строить на Земле, а потом запускать построенное в космос делает космическое жилье невероятно дорогим — вспомните все ту же формулу Циолковского. Сократив расстояние между местом добычи материалов и строительства до нуля, можно сделать космический девелопмент чрезвычайно прибыльным.

И главным двигателем здесь, опять-таки, будут люди. Потому что от впечатляющего путешествия по просторам другой планеты практически один шаг до того, чтобы поселиться в этом невероятном месте. Вот здесь космическое строительство действительно может развернуться на полную. Ведь за дом своей мечты люди готовы заплатить невероятные суммы. А дальше чем больше будет желающих — тем больше будет заказов, и цена на них постепенно снизится.

В конце концов, если люди начнут жить за пределами родной планеты, вопрос пользы космоса для Земли исчезнет сам собой. Космические бизнесы будут обслуживать внеземные поселения и создавать собственную экономическую систему. Стать ее частью сможет любой бизнес, который существует и на Земле, если это позволят местные условия. Лучший способ сделать космос прибыльным — поселиться там.